Новости

Сертификация стройматериалов: что она даст рынку и потребителям?

19 января Зампред Совбеза Дмитрий Медведев предложил ввести государственную сертификацию всех стройматериалов, чтобы обелить рынок и повысить качество строительных объектов. Попробуем разобраться в возможных последствиях данной инициативы.

Когда будет принят закон?
Чтобы обеспечить безопасность строительной продукции, необходимо как можно скорее принять межнациональный или хотя бы национальный технический регламент либо серьезно дополнить Постановление № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации...». Ожидать принятия национального Техрегламента можно в лучшем случае через два года, межнационального – еще позже.

Насколько своевременна данная инициатива?
Данная инициатива давно перезрела. С каждым годом добросовестным производителям все сложнее производить свою продукцию, бороться с засильем на рынке контрафактных и фальсифицированных стройматериалов. В таких условиях качество и безопасность объектов строительства будет снижаться, что несет в себе прямую угрозу населению.

Кто выиграет от введения сертификации?
Выиграют добросовестные отечественные и зарубежные производители с горизонтом планирования 5 лет и больше, население, экономика и бюджет страны. Фальсифицированная продукция, качество которой никак не контролируется, легко попадает в оборот, и это несет колоссальные убытки бюджету страны.

Как нововведение может отразиться на себестоимости производства и конечной цене разных категорий стройматериалов?
Для добросовестных производителей сертификация не станет дополнительным финансовым бременем. Они и сейчас проводят все необходимые мероприятия в рамках добровольной сертификации. В целом будет незначительное (в среднем) повышение цен на стройматериалы за счет того, что те, кто сейчас не проводит необходимые испытания и оценку соответствия, начнут это делать и вложат эти затраты в стоимость конечного продукта. Позже, однако, за счет увеличения объемов производства добросовестными производителями и вытеснения недобросовестных и роста спроса стоимость предложения может быть снижена.

Какими будут затраты производителей на сертификацию?
Это зависит от продукции, схемы сертификации и правил оценки соответствия. Но опять же если сейчас добросовестные производители проводят сертификацию (добровольную) по всем правилам, то у них себестоимость производства существенно не изменится.

Для органов по сертификации и испытательных лабораторий может потребоваться доаккредитация в ФСА (или аккредитация в отдельных случаях – для ИЛ) в связи с уточнением обязательных требований, что повлечет определенные расходы, которые будут перекладываться на заявителей. Схемы сертификации будут закреплены в НПА и, скорее всего, станут более жесткими и, соответственно, более затратными. Кроме того, обязательная сертификация предполагает введение государственного надзора за соответствующей продукцией, что также приведет к увеличению расходов бюджета и росту затрат на комплекс со стороны производителей.

С другой стороны, сегодня нередко действуют требования частных заказчиков о сертификации продукции в определенных системах добровольной сертификации, затраты на которую в сотни раз превосходят средние расходы на сертификацию в обязательной системе.

Какова сегодня доля фальсификата на рынке стройматериалов и какие виды продукции чаще всего подделывают?
От 5 до 80 % по разным группам товаров. Чаще всего это продукция, которая не на виду – так называемые «скрытые работы». Часто подделывают продукцию, производство которой не требует больших финансовых вложений. Большинство недобросовестных производителей, например, не знают технологию производств, как и зачем испытывать конечный продукт, как проводить входной контроль сырья и многое другое.

Как обстоят дела с фальсификатом на рынке трубопроводных систем?
По оценкам АПТС, на 2020 год емкость рынка полимерной фальсифицированной трубной продукции в сетях наружного водоснабжения и газораспределения составляет 6–7 млрд руб./год, из них:

  • 3–5 % в сетях газораспределения – подлежат обязательной сертификации;

  • 15–25 % в сетях водоснабжения – подлежат обязательной сертификации;

Объем фальсифицированной продукции в полимерных трубах и фитингов внутридомового применения (водоснабжение, горячее водоснабжение, отопление, канализация), наружных полимерных системах горячего водоснабжения, отопления, водоотведения и кабельной канализации, ж/б труб, композиционных труб и труб ВЧШГ можно оценить в 20 млрд руб./год.

Около 80 % продукция ненадлежащего качества (не соответствует требованиям ГОСТов) во внутридомовых полимерных инженерных системах, наружных полимерных системах горячего водоснабжения, отопления и водоотведения, кабельной канализации (телефония, освещение, силовые кабели), ж/б трубы, композиционные трубы, ВЧШГ – оценка соответствия проводится в рамках добровольной сертификации.

Необходимо отметить, что это только прямые убытки добросовестных производителей – убытки бюджетов различных уровней можно считать через коэффициент 4 (стоимость трубы и фитингов в трубопроводе, учитывая проектирование + СМР, около 25 %).

Убытки населения можно считать через недополученные коммунальные услуги + затраты на устранение аварий и затопление квартир в многоквартирных домах. Т. е. ежегодно убытки исчисляются суммами около 80 млрд рублей.

Как изменится качество стройматериалов после введения сертификации?
Несомненно, кто-то из игроков уйдет с рынка, кто-то укрупнится, появятся новые производители, готовые к добросовестной деятельности. Доля некачественной продукции снизится, но необходимо проявление личной ответственности всех участников рынка в недопущении применения некачественной продукции на объекте строительства – производителей, проектировщиков, покупателей, строителей, эксплуатирующих, контрольно-надзорных организаций.

Какие риски несет в себе принятие данного закона?
Безусловно, сертификация большого количества стройматериалов на соответствие ГОСТу не обойдется без сложностей. Например, есть стандарты, которые необходимо актуализировать, улучшать, гармонизировать их со стандартами ISO. При этом нужно перенимать принципы Регламента ЕС 305/2011 Европейского парламента и Совета Европейского союза и вводить в стандарты обязательные требования о качестве и безопасности. Тогда сертификация превратится в прозрачный и эффективный процесс.

За долгое время бесконтрольности и безнаказанности обанкротились многие лаборатории и добросовестные органы по сертификации, и при введении обязательной оценки соответствия в некоторых областях будет дефицит с лабораторными мощностями и реальными компетенциями экспертов. Но это не значит, что этот процесс не нужно начинать. И мощности и компетенции восстановятся, как только появится обязательная ответственность и спрос на эти услуги.

Что обязательно нужно предусмотреть законодателю?
ГОСТы конкретизируют требования к качеству продукции и признаки фальсификата. Но необходимо также законодательно закрепить само понятие «фальсифицированная промышленная продукция», чтобы оно сверху регулировало правоприменение. В данном направлении мы сейчас ведем работу с общественными советами Росстандарта, Росаккредитации, Минстроя и Общественной палатой.

Также совсем недавно вместе с отраслевым бизнес-сообществом удалось решить важный вопрос по отзыву нелегитимных сертификатов соответствия. В декабре 2020 года президент подписал закон № 460-ФЗ (Федеральный закон от 22.12.2020 № 460-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» и Федеральный закон «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

С его подписанием в нашей стране, наконец, появился механизм признания сертификатов соответствия и деклараций о соответствии недействительными, определен порядок этой процедуры. До сих пор отсутствие такого механизма в законодательстве Российской Федерации затрудняло своевременное приостановление производства, реализации и изъятия из обращения опасной или незаконно выпущенной в обращение продукции.

Например, сертификаты соответствия будут признаваться недействительными при вступлении в силу решения суда о принудительном отзыве продукции и в случае выдачи уполномоченным органом власти предписания о приостановке реализации потенциально опасной продукции, если аккредитация органа по сертификации была прекращена или была сокращена область аккредитации.

Также необходимо как временную меру на переходный период (пока не утвержден Технический регламент) дополнять и актуализировать перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и декларации (Постановление № 982 Правительства РФ), данное постановление именно для этого механизма и утверждалось.


Ассоциация Отрасль