Главная причина такого расцвета фальсификата в том, что в стране всё еще отсутствуют государственные подходы к регулированию в сфере незаконного оборота продукции.
Это значительно усложняет работу органам государственного надзора, потребителям продукции, оставляет их один на один с производителями фальсификата без действенных инструментов борьбы.
Законодательство РФ не предусматривает наказания за производство, реализацию, применение таких стройматериалов. В Федеральных законах отсутствует даже определение «фальсифицированной продукции», её признаки и характеристики.
Ассоциация с 2017 года предлагает решения этой проблемы:
- ввести понятие фальсифицированной промышленной продукции в законодательство (в Федеральный закон № 184–ФЗ от 27 декабря 2002г. «О техническом регулировании»);
- установить признаки такой продукции и запрет на ее производство, введение в оборот;
- установить меры административного воздействия и уголовную ответственность за производство, реализацию и применение фальсификата.
По нашему мнению, сейчас появился шанс, что в ближайшее время государство начнёт разбираться с этой проблемой.
Технический регламент
В евразийском экономическом союзе продукция промышленности строительных материалов не имеет системного регулирования, отсутствуют обязательные требования для многих видов строительных материалов и изделий.Поэтому совет евразийской экономической комиссии принял в 2021 году решение о разработке технического регламента «О безопасности строительных материалов и изделий», который поможет выстроить нормативно – правовое регулирование для защиты рынка ЕАЭС от фальсифицированной и контрафактной продукции.
Разработку документа поручили Российской Федерации, срок окончания внутригосударственных согласований проекта техрегламента – IV квартал 2022 года. В настоящее время идёт доработка проекта ТР.
АПТС является участником межгосударственной рабочей группы по разработке проекта технического регламента и предлагает:
- законодательно закрепить определение фальсификата
- уточнить ответственность
- определить критерии риска причинения вреда, которые следует учитывать при выборе формы оценки соответствия (сертификация, декларирование и др.) и схемы оценки соответствия продукции.
Матрицу критериев риска причинения вреда необходимо формировать из различных комбинаций факторов: с одной стороны — тяжесть последствий нарушения обязательных требований, риск невыполнения базовых требований безопасности к зданиям и сооружениям, с другой — вероятность наступления таких негативных последствий.
Среди факторов, увеличивающих вероятность нарушения обязательных требований, следует учитывать:
- стоимость создания производства, «входа на рынок». Как правило, чем выше необходимые начальные инвестиции, тем более компетентный инвестор, у которого есть возможность нанять более квалифицированный штат сотрудников, выпускать более качественную продукцию;
- уровень технологической сложности сырья (композиции): чем сложнее и дороже процесс производства, тем выше вероятность наличия более доступного фальсификата на рынке;
- доступность сырья, уровень колебаний цен и конечной цены сырья на рынке: чем цены выше, тем выше доля доступного фальсификата;
- «скрытые работы»: на объектах, которые находятся под землей, в стенах, в стяжке и скрыты от визуального контроля, вероятность применения фальсификата выше;
- простота определения качества при приемке или входном контроле: чем проще и понятнее процедура, чем больше экспертных организаций и лабораторий (низкие временные и финансовые затраты), тем меньше фальсификата.
Решение проблемы фальсификата
На заседании государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции 22 июня 2022 г. зам. министра строительства и ЖКХ Сергей Музыченко сообщил, что понятие «фальсифицированная промышленная продукция» появится в российском и в наднациональном законодательстве.«В настоящее время разрабатывается проект технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности строительных материалов и изделий». Вопрос введения понятия «фальсифицированная промышленная строительная продукция», а также мероприятия, направленные на сокращение объемов обращения такой продукции, будут рассмотрены в рамках работ по разработке технического регламента», — отметил Сергей Музыченко.
Также он сообщил, что Минстрой учёл предложения по решению этой проблемы, озвученные на общественных слушаниях в Общественной палате 29 ноября 2021г. — принято решение установить определение понятия «фальсифицированная продукция» в Федеральный закон № 184–ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании».
Надеемся, что вопрос законодательного закрепления понятия «фальсифицированная промышленная/фальсифицированная строительная продукция» урегулируют в ближайшее время.
Рассчитываем также, что государство наконец настроит правоприменение в этой сфере: за умышленное производство фальсификата производители будут привлекаться к ответственности, нести финансовые и репутационные убытки, отвечать перед законом вместо получения сверхприбыли за счет нанесения ущерба жизни и здоровью населения и экономике страны.
Подробнее о проблеме отсутствия отраслевого регулирования и разработке ТР можно ознакомиться в статье «Нормативный барьер для фальсификации строительных материалов», журнал «Контроль качества продукции» №11, 2022.
ЧИТАТЬ СТАТЬЮ
Еще по теме
Контроль качества продукции «Быть или не быть понятию „фальсификат“ в законодательстве РФ» в № 3/2021