Новости

Вернуть полномочия: почему рынок стройматериалов нуждается в государственном контроле

Ассоциация Отрасль
Более года назад в нашей стране был фактически прекращен государственный контроль за оборотом отдельных видов стройматериалов. В результате рынок наводнил фальсификат – продукция, изготовленная «на коленке», выпущенная без соблюдения требований к качеству и безопасности.

В связи с этим остро встал вопрос пересмотра сложившейся системы. Минпромторг России разработал проект федерального закона по внесению изменений в Федеральный закон от «О техническом регулировании».

В соответствии с ним Правительство РФ получит возможность наделять федеральные органы исполнительной власти полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за оборотом некоторых видов стройматериалов. Мы решили проследить историю вопроса и узнать, как относятся к этим изменениям участники рынка.

С чего все началось
До июля прошлого года качество строительных материалов, подлежащих сертификации и декларированию, контролировали Росаккредитация и Росстандарт. Первое ведомство проверяло деятельность испытательных центров, при выявлении нарушений приостанавливало или прекращало действие аккредитации, сокращало ее область; второе – выявляло и пресекало незаконный оборот продукции, контролировало соблюдение требований технических регламентов и национальных стандартов.

В 2021 с вступлением в силу Федерального закона № 170 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» – Росстандарт был исключен из этой работы, сохранив полномочия лишь в узкоспециализированных отраслях.

А вот трубы, электрокабель, радиаторы отопления, цемент, бетон, сухие смеси и другая массовая продукция, широко используемая при возведении и отделке зданий и сооружений, оказалась «вне» государственного контроля. Соответствующие функции остались только у негосударственных сертификационных центров, хотя их полномочия ограничены периодом сертификации соответствия и инспекционного контроля.

При этом сертификационный центр может проверить только ту компанию, которой выдавал сертификат. Но у многих производителей фальсификата сертификатов нет, а значит, они полностью выпадают из системы контроля.

«В соответствующем докладе Минэкономразвития России утверждалось, что качество и безопасность строительных материалов будет контролироваться в рамках строительного контроля и строительного надзора.

Непонятно в данном контексте упоминание строительного контроля, поскольку, согласно действующему законодательству, строительный контроль не обладает статусом государственного, а скорее является частноправовым механизмом: лицо, осуществляющее строительство, проверяет соответствие выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству при взаимодействии с подрядчиками и застройщиком», — объясняет генеральный директор Ассоциации производителей трубопроводных систем Владислав Ткаченко.



Как предполагали представители Минэкономразвития России, механизм строительного контроля «автоматически» обеспечит и качество стройматериалов. Но время показало: без государственного органа, непосредственно занимающегося контролем за оборотом строительной продукции, не обойтись.

В марте текущего года Ассоциация производителей трубопроводных систем, испытывающая значительное «давление» фальсификата и контрафакта, направила письмо в Минэкономразвития, где обосновала свою позицию о необходимости возвращения госнадзора за строительной продукцией:

<...> Если рассматривать даже в теории вопрос частичной замены функции государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, в предмет которого входит и надзор за строительными материалами, то следует обратить внимание на существенные различия в объекте, предмете, перечне подконтрольных лиц, целях и задачах указанных видов государственного контроля, а также в полномочиях инспекторов по привлечению к административной ответственности по соответствующим составам КоАП РФ.

Очевидно, что должностные лица органов государственного строительного надзора не вправе осуществлять контрольно–надзорные мероприятия на объектах производителей, поставщиков и продавцов строительных материалов.

Не контролируют строительную продукцию, находящуюся в обороте, ограничены объектами капитального строительства, не вправе проводить лабораторные испытания образцов продукции на предмет соответствия требованиям технических регламентов или обязательных стандартов, не вправе привлекать к административной ответственности за нарушение требований технических регламентов.

Таким образом, ни о каком дублировании контрольно-надзорных полномочий в данном случае речи не идет <...>.

С экспертами Ассоциации производителей трубопроводных систем согласны и другие добросовестные игроки рынка стройматериалов: спустя год после передачи надзора за этой продукцией, по сути, в частные руки, голоса в поддержку возвращения контрольно-надзорных функций Росстандарту звучат все громче.


Рынок уходит в тень
До середины 2021 года Ассоциация дистрибьюторов и производителей электротехники «Честная позиция» (АЧП) активно взаимодействовала с Росстандартом.

«У нас была четкая и ясная схема привлечения к ответственности производителей некачественных товаров, она включала три этапа: закупка продукции → направление общественного требования производителю и поставщику → обращение в Росстандарт. Росстандарт привлекал к ответственности, совместно с органами по сертификации приостанавливал действия сертификатов соответствия, инициативно выходил в суд», — рассказывает генеральный директор АЧП Владимир Кашкин.

Казалось, вот она эффективная модель, позволяющая успешно бороться с недобросовестными компаниями. Однако прекращение полномочий Росстандарта заставило отказаться от привычного алгоритма работы, что стимулировало некоторых представителей отрасли выпускать товары без соблюдения требований стандартов, зато по низким ценам. Строители и подрядчики старались сэкономить – расцветал теневой рынок.

В этих условиях, как отмечает Владимир Кашкин, было найдено «промежуточное» решение. Все усилия направили на тесное взаимодействие с Росаккредитацией, которая активно принимала сигналы о выявленных нарушениях. В итоге многие сертификаты соответствия признали недействительными, а их обладатели прекратили выпуск некачественных товаров.

Но в марте 2022 года вышло Постановление Правительства № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации». Согласно документу наложен мораторий на приостановление действия сертификатов соответствия. С тех пор рынок фактически ушел в саморегулирование.

«Сегодня мы получаем все больше и больше запросов о сотрудничестве от застройщиков. Ведь за все, что влияет на качество строительства, они отвечают своими деньгами, компенсационными фондами и репутацией. В рамках сотрудничества члены Ассоциации «Честная позиция» выезжают на строительные площадки, проводят отбор образцов и испытания поступающей на стройку продукции», — продолжает Владимир Кашкин.


«Недавно один из ведущих застройщиков обратился в АЧП с просьбой проверить качество закупленного кабеля для прокладки инженерных коммуникаций в московском жилом комплексе. Результаты испытаний показали: занижение сечения токопроводящей жилы кабеля составляет более 20%, что является вопиющим нарушением всех норм. Кабель с такими параметрами не может обеспечить безопасную эксплуатацию зданий.

Кроме того, это прямые убытки на сотни миллионов рублей для застройщика. В итоге всю партию некачественной продукции вернули производителю, составили специальный регламент, согласно которому все дальнейшие поставки обязаны будут проходить входной инструментальный и лабораторный контроль. Ассоциация «Честная позиция» также активно выступает за возвращение контрольно–надзорных функций Росстандарту», — рассказывает глава Ассоциации.

«Мы направляли обращения и письма в органы государственной власти, высказывали свою позицию на заседаниях и конференциях. Сейчас это необходимо отрасли. Если проанализировать сегмент кабельно–проводниковой продукции, можно увидеть: с 2015 по 2020 гг. в результате планомерной борьбы с фальсификатом и контрафактом доля обращения некачественной продукции сократилась с 20% до 13%, рыночный эффект – 2,8 млрд рублей ежегодно. Введение моратория на проверки и ограничения полномочий Росстандарта запустили обратный процесс: на сегодняшний день объем контрафакта и фальсификата уже превышает 30%», – резюмирует Владимир Кашкин.

Дисциплинировать производителей
Эксперты Ассоциации производителей радиаторов отопления (АПРО) также неоднократно обращались в Минпромторг России, Росстандарт и другие органы государственной власти с вопросом о возвращении Росстандарту контрольных и надзорных функций.

Напомним, в 2017 году была введена обязательная сертификация отопительных приборов (радиаторов отопления и конвекторов отопительных) всех типов и из всех видов металлов. В результате доля продукции с недостоверными потребительскими характеристиками сократилась с 35% в 2015-2016 гг. до 5-7% в 2019-2020 гг.

При этом даже в оставшихся случаях выявляемое завышение теплоотдачи снизилось с 20-30% до 8-10%. И практически полностью удалось исключить случаи завышения показателя максимально допустимого рабочего давления отопительного прибора, создающего риски его разгерметизации при перепадах давления в тепловых сетях.

«Осуществление Росстандартом мероприятий государственного контроля по сфокусированной номенклатуре продукции являлось эффективной мерой и основным фактором самодисциплины на рынке производства и обращения отопительных приборов. Сам факт угрозы проведения проверки и применения санкций имел важное профилактическое значение для всех представителей отрасли», – убежден исполнительный директор АПРО Александр Квашнин.

Согласен с этой точкой зрения и исполнительный директор Союза производителей сухих строительных смесей Роман Борисов.

«Мы поддерживаем инициативу о возвращении Росстандарту полномочий по контролю за оборотом стройматериалов. Наличие контроля со стороны государства, даже без учета строгости наказания за нарушения, мотивирует большинство производителей выполнять требования законодательства. И если учитывать деятельность большинства отраслевых ассоциаций, контролирующих качество продукции своих предприятий, то инициатива о возвращении Росстандарту его контрольных полномочий даст синергетический эффект», — говорит эксперт.


Цена ошибки
Существует мнение, что возвращение жесткого государственного контроля приведет к существенному удорожанию стройматериалов.

«На самом деле ситуация обратная. Уход с рынка изготовителей фальсификата позволит повысить загрузку добросовестных компаний. При увеличении объемов производства себестоимость продукции будет уменьшатся, а вслед за ней снизится и конечная цена товаров для покупателя. В итоге мы получим идеальные условия для развития конкуренции и рынка: производители станут бороться за потребителя, выпуская высококлассную продукцию по приемлемым ценам. Производства будут масштабироваться и модернизироваться, а технологии и сама продукция – совершенствоваться», — считает Владимир Кашкин.

В противном случае цена ошибки – как на стадии реализации конкретных проектов, так и на государственном уровне – окажется просто огромной.

«Использование контрафактных и фальсифицированных строительных материалов при возведении жилых домов, социальных, инфраструктурных и других объектов представляет реальную опасность для жизни и здоровья людей, может привести к страшным трагедиям.

Кроме того, сбывая свой товар по демпинговым ценам, продавцы отнимают у легального бизнеса значительную долю рынка. Для предприятий цементной промышленности, средняя загрузка которых в последние 20 лет составляет около 50%, последствия могут быть очень тяжёлыми», — подчеркивает первый вице–президент холдинга «Сибирский цемент», член Правления НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Геннадий Рассказов.

И, кажется, законодатели услышали добросовестных производителей. 22 июня на заседании Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции принято решение о возвращении Росстандарту полномочий по контролю за оборотом отдельных видов строительных материалов.

Для этого Минпромторг России разработал проект федерального закона по внесению изменений в Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в который в целях дополнения видов федерального государственного контроля включен ряд строительных материалов.

«Отрасль ждет принятия этого решения. После вступления его в силу компании–члены НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» планируют проинформировать Росстандарт об известных им случаях незаконного оборота цемента и бетона для принятия ведомством решений в соответствии с действующим законодательством», — комментируют в «СОЮЗЦЕМЕНТе».

Точно так же ждут изменений производители и потребители других стройматериалов. И это логично: развивать рынок недвижимости и гарантировать безопасность эксплуатации объектов сегодня можно только при наличии строгого контроля за качеством используемой продукции на стадии строительства. Вряд ли кто-то станет с этим спорить.

Автор: Елена МАЦЕЙКО
Источник фото: Строительство.RU