Быть или не быть понятию «фальсификат» в законодательстве РФ
На площадке Международного технологического форума «Российская неделя стандартизации», приуроченного к 95-летию Росстандарта и Всемирному дню стандартов, состоялось совместное заседание Общественного совета и Совета по стандартизации при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.
За одним столом для обсуждения вопросов стандартизации собрались Алексей Абрамов (руководитель Росстандарта), Максим Протасов (председатель Общественного совета при Росстандарте и руководитель Роскачества), Владислав Ткаченко (заместитель председателя Общественного совета при Росстандарте и генеральный директор АПТС), Сергей Пугачев (председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции), Андрей Лоцманов (первый заместитель председателя Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия РСПП) и другие эксперты сферы стандартизации.
Проблемы нормативного регулировании и стандартизации в строительной отрасли России и ЕАЭС стали ключевой темой этого заседания Общественного совета и Совета по стандартизации. В их детальном обсуждении участвовал и Владислав Ткаченко.
В своем докладе на заседании Общественного совета он отметил, что до сих пор в правовое поле не введено понятие «фальсифицированная промышленная продукция», «фальсификат», также законодательно отсутствует ответственность за производство и реализацию такой продукции. А на сессии «Борьба с промышленным фальсификатом», состоявшейся 15 октября, выступил с докладом об опыте АПТС в борьбе с фальсификатом и введению понятия «фальсифицированная промышленная продукция» в ФЗ. Обратимся к истории вопроса:
еще в 2016 году распоряжением Правительства РФ утверждена Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, которая предусматривает совершенствование законодательства в части
выработки единого понятийного аппарата;
устранения пробелов правового регулирования;
установления соразмерных санкций за нарушения в сфере оборота промышленной продукции.
А в 2019 году Госкомиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции поручила Минпромторгу заняться этими вопросами и подготовить проекты нормативных актов. На сегодняшний день в законодательстве РФ все еще отсутствуют подходы к регулированию в сфере незаконного оборота продукции. Это значительно усложняет работу и органам государственного надзора, и потребителям продукции, затрудняет эффективно выстраивать государственную политику в этой сфере.
НО это значительно облегчает жизнь недобросовестным производителям, чью некачественную продукцию, умышленно произведенную, в худшем случае могут признать «производственным браком» без каких-либо последствий в виде гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности.
Также Владислав Ткаченко отметил, что сертификация в аккредитованных органах по сертификации является одним из тех инструментов, которые помогают противостоять фальсификату и контрафакту.
Для поддержки и развития деятельности ответственных участников рынка Ассоциация, например, создала собственную «экосистему» контроля качества - систему добровольной сертификации АПТС, частью которой являются испытательные лаборатории, органы по оценке соответствия и эксперты, регулярно подтверждающие свою компетентность и беспристрастность.
Одна из панельных дискуссий – «Защищая планету с помощью стандартов» наиболее хорошо раскрыла значимость и пользу этого инструмента регулирования рынка и таких форумов.