Новости

Чем хуже, тем лучше: качество коммунальных услуг - в наших руках и в руках прокуратуры

В настоящей статье будет рассмотрено состояние сферы жилищно-коммунальных услуг, к каким последствиям оно приводит, будет уделено внимание любопытной практике при участии прокуратуры, повлиявшей на улучшение состояния жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Жилищно-коммунальные услуги составляют основу комфортной жизни современного общества. В 2020 году сложно представить жизнь без надежного и безопасного обеспечения холодной и горячей водой, электрической энергией, газом, отоплением, системами очистки сточных вод, содержания и ремонта жилых домов, придомовой территории, а также благоустройство территории населенного пункта.

К сожалению, обеспечение вышеперечисленного спектра услуг не всегда соответствует установленным стандартам, нормам и требованиям. Об этом косвенно свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат), размещенные на официальном сайте (https://rosstat.gov.ru), Говоря о проблеме высокого износа сетей водоснабжения и водоотведения отмечаем следующее.



По данным Росстата (формы 1-водоснабжение, 1-канализация, 1-ТЭП) общая протяженность коммунальных сетей в Российской Федерации составляет 967 тыс. км., из которых:
- сети водоснабжения – 580 тыс. км.;
- сети водоотведения – 197 тыс. км.;
- сети горячего водоснабжения и теплоснабжения – 190 тыс км.

Ежегодная замена сетей с 2005 года (в средневзвешенном % состоянии) составляет
- в водоснабжении от 1,1% до 1,6% (в среднем 1,3%) от общего протяжения водопроводных сетей;
- 0,4% от общего протяжения сетей водоотведения;
- в горячем водоснабжении и теплоснабжении 2,5%.  

В то время, как необходимое минимальное ежегодное обновление сетей водоснабжения и водоотведения должно быть не менее 3% (при условии, что срок службы трубопровода 33 года – чаще всего в водоснабжении и водоотведении) и 4% (при сроке службы 25 лет – чаще всего в горячем водоснабжении и теплоснабжении).

Низкие темпы замен привели к увеличению доли сетей, требующих замены:
- в водоснабжении - с 34,5% в 2005 г. до 44% в 2018 г;
- в водоотведении – с 29,3 % в 2005 г. До 44,5 % в 2018 г.;
- в горячем водоснабжении и теплоснабжении – с 25,2 % в 2005 г. до 30 % в 2018 г.

При сохранении текущих темпов роста к 2035 г. (согласно расчетам в проекте Стратегии ЖКХ 2035) доля сетей, требующих замены, достигнет 56%, но и эти данные совсем не соответствуют простым расчетам ежегодного старения по годам, если считать по тем же данным Росстата накопительным итогом, учитывая отклонения от норматива.

В год сети водоснабжения стареют в среднем на 3%-1,3% = 1,7%. Что в расчете на 13 лет 1,7%*13 лет = 22,1 % (напомним по данным Росстата с 2005го года на 2018й = 9%)

В год сети водоотведения стареют в среднем на 3%-0,4%=2,6%. Что в расчете на 13 лет 2,6 *13 лет = 33,8 % (напомним по данным Росстата с 2005го года на 2018й = 15,2%;

В год сети теплоснабжения стареют в среднем на 4%-2,5% (от 2% в 2018-м до 3% в 2007 г.) = 1,5%. Что в расчете на 13 лет 1,5%*13 лет = 19,5 % (напомним по данным Росстата с 2005го года на 2018й = 5%).

Т.е. реальная доля ветхих и аварийных сетей, подлежащих замене существенно выше текущих показателей Росстата (водоснабжение - 34,5+22,1=56,6%; водоотведение 29,3+33,8=63,1%; 25+19,5= 44,5%) даже если считать по данным Росстата (через отклонение от норматива накопительным итогом), а не ориентироваться в показатель «доля сетей подлежащих замене» термин которого не разъяснен в Приказе утверждающего формы Росстата и по нашим сведениям является субъективной оценкой ресурсоснабжающей организации.


К сожалению, точные масштабы проблемы, можно узнать, когда будет проведена инвентаризация всех сетей с учетом единых актов технического состояния сетей, обновлены схемы водоснабжения и водоотведения, горячего водоснабжения и теплоснабжения, приведены к общим смыслам понятие «авария» и «инцидент» и процедурам их фиксации и сведения, и многие другие задачи нормативного регулирования. Но уже сейчас, исходя из последствий понятно, что проблема существует и не может быть решена только за счет утвержденных на сегодня тарифов.

Таким образом, более половины коммунальной инфраструктуры в нашей стране находится в плачевном состоянии и требует замены.

Можно долго рассуждать о причинах, которые привели к текущему состоянию коммунальных сетей, однако, факт их удручающего положения неоспорим.

Ежегодно ресурсоснабжающие организации сталкиваются с аварийными ситуациями, требующими ремонта или замены коммуникаций. Вместе с тем, они организации несут не только ответственность за качество предоставленных коммунальных услуг, но и за последствия аварий.

Диапазон последствий вследствие критического состояния коммунальной инфраструктуры варьируется от малых утечек, требующих небольшого ремонта до крупных аварий, которые приводят к гибели людей. При этом, какими бы не были последствия, каждое из происшествий требует выделения материальных ресурсов для их ликвидации.

Действующим законодательством Российской Федерации уделяется значительное внимание предоставлению населению качественных коммунальных услуг, гарантируется качество предоставляемых населению коммунальных услуг. Одновременно с этим, Правительством Российской Федерации ведется большая работа по выработке комплекса мер по развитию эффективности в области обеспечения качественными коммунальными услугами. Разрабатываются программы и подпрограммы по модернизации коммунальной инфраструктуры, публикуются правила предоставления субсидий на реализацию мероприятий по реконструкции и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Несмотря на принимаемые меры, высокая степень износа уже сейчас требует больших затрат, которые будут только непрерывно возрастать. Ситуация усугубляется тем, что жилищно-коммунальная инфраструктура не финансируется достаточным образом, и, как следствие, субъекты жилищно-коммунального хозяйства не в состоянии осуществлять самостоятельных затрат на проведение капитального ремонта и замены аварийных участков.

Исходя из положения, в котором находится жилищно-коммунальные системы, неудивительно поступление большого количества жалоб от жителей в органы местного самоуправления и ресурсоснабжающие организации. При этом, мероприятия, проводимые на основании жалоб, не всегда приводят к удовлетворительному результату.

Органы местного самоуправления и ресурсоснабжающие организации не располагают средствами для полной замены сетей, следовательно, ремонт осуществляется выборочно, по мере возникновения аварийных ситуаций. Таким образом, на реконструкцию и устранение причин возникновения аварий средств из собственного бюджета не остается, при этом, выделяемых субсидий крайне мало либо их вовсе нет. Вследствие этого, органы местного самоуправления и ресурсоснабжающие организации могут надеяться только на помощь из государственных бюджетов различных уровней, получение которой сопряжено с множеством бюрократических препятствий.



Одновременно с этим, жители, сталкиваясь с регулярным нарушением своих прав на качественные коммунальные услуги, вынуждены обращаться в правоохранительные органы. В первую очередь в органы прокуратуры, поскольку, основной функцией прокуратуры на территории Российской Федерации является надзор за соблюдением норм действующего законодательства.

Зачастую, потенциальная возможность проведения проверки органами прокуратуры вызывает у потенциальных проверяемых чувство беспокойства, досады и даже раздражения.

При этом в жилищно-коммунальной сфере сложилась интересная практика с участием прокуроров, в частности:
- в Республике Бурятия (Кабанский районный суд, дело № 2-79/2020);
- в Свердловской области (Синарский районный суд, дело № 2-691/2014; Сысертский районный суд, дело № 2-1928/2019; Шалинский районный суд, дело № 2–306/2018);
- в Самарской области (Железнодорожный районный суд г.Самары, дело № 2-121/20). Так, на основании заявлений жителей, органы прокуратуры провели проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которых было установлено, что некачественное водоснабжение возникает по причине ветхости коммунальных сетей. Затем, руководствуясь результатами проверки, прокуроры направили исковые заявления в суд с целью обязать органы местного самоуправления и ресурсоснабжающие заменить ветхие участки коммунальной инфраструктуры. При этом, суды признали объективность и правоту исковых требований и обязали органы местного самоуправления и ресурсоснабжающие организации осуществить необходимые мероприятия для замены ветхих сетей.

В результате, органы местного самоуправления и ресурсоснабжающие организации при отсутствии самостоятельных средств на исполнение решений суда, вынуждены обращаться в региональные и федеральные бюджеты. При этом, региональные и федеральные органы уже не могут отказать в предоставлении средств, запрашиваемых для исполнения требований прокуратуры и решения суда.

Таким образом, органы прокуратуры в рамках своей деятельности выступают в качестве независимой стороны, которая подтверждает критическое состояние коммунальных сетей и при этом способствует организации мероприятий по ремонту и замене объектов коммунальной инфраструктуры.

Разумеется, невозможно повсеместно осуществить замену аварийных сетей подобным образом. Это связано с совокупностью обстоятельств, уникальных для каждого муниципального образования. Вместе с тем, нельзя исключать того, что органы прокуратуры при проведении проверок, зачастую, акцентируют свое внимание на формальных аспектах деятельности организаций и учреждений нежели на фактическом состоянии сетей.

Резюмируя вышесказанное, ясно, что нужны дополнительные инструменты стимулирования улучшения качества коммунальных сетей. Ими могут быть как детальное техническое обследование коммунальных систем органами местного самоуправления или ресурсоснабжающими организациями, так и смягчение требований к условиям предоставления субсидий и создание условий для привлечения частных инвестиций. В то же время, не стоит упускать возможности совместной работы (в том числе вынужденной) с правоохранительными органами, которая, в конечном счете, позволит снизить степень износа коммунальной инфраструктуры, а гражданам получать качественные коммунальные услуги.

Ведь это право которое дается гражданам по закону, а за свои права как учит нас история нужно бороться!

Ассоциация Отрасль