В один из весенних дней 2020 года Мария (имя изменено по просьбе героини), студентка медицинского колледжа из небольшого города Каменск-Уральский Свердловской область, вместе с подругой стояла перед подземным переходом, по колено залитым грязной водой с весьма неприятным запахом. Вместо «спасательного круга» - несколько деревянных досок, плавающих посередине. Это был единственный легальный путь через железную дорогу. Вместо плавания в зловонной жиже Мария с удовольствием по привычке перелезла бы через пути, но за день до этого ее поймал полицейский и оформил штраф в размере 100 рублей.
У стен воды было чуть меньше, и девушки решили идти по краю, держась руками за стены.
«Я сделала несколько шагов, но ноги все равно намокли, я случайно поскользнулась и ударилась головой о щиток, который был прямо передо мной. Пошла кровь, сначала испугалась, но обошлось без сотрясения - просто открытая черепно-мозговая травма. Зато [мы] вместе с родителями в полицию принесли справку из травмпункта - [в итоге] меня штрафовать не стали [за вчерашнее нарушение], но полицейские попросили не говорить о случившемся всем подряд», — рассказала Мария.
Воду из подземного перехода откачали через несколько дней. Ровно через год переход снова был заполнен водой, местные жители переходили переход либо по «деревянным трапам», либо по железнодорожным путям.
![](https://static.tildacdn.com/tild3931-3831-4261-b132-383363643039/1.jpg)
Это явление, порой травмоопасное, но уже привычное для большинства россиян, имеет труднопереводимое для иностранцев название - слякоть. Впервые в зарубежной прессе это слово было упомянуто в колонке Miriam Elder в газете The Guardian в 2013 году. Но слякоть существует в России с древнейших времен, а борются с ней до сих пор. И до победы, кажется, далеко.
По лужам на шинах и надувных лодках
Из затопленного подземного перехода небольшого города Обь в Новосибирской области на надувной лодке выплывает молодой парень. Парень одет в тельняшку, на голове – ведро, а в руках гитара. На лодке видны розы и зажженные свечи. Он начинает наигрывать на гитаре незамысловатую мелодию, вокруг него появляются девушки в пышных юбках и масках и начинают танцевать.
Это видео с названием «Обской городской венецианский карнавал» с 2018 года набрало больше 50 тыс. просмотров на YouTube. Оператор и монтажер ролика Денис Елисеев, 19-летний студент и редактор городского сообщества “Город Обь онлайн” в российской соцсети “ВКонтакте”, посвятил его городской администрации, которая из года в год не борется со слякотью, и та быстро превращается в подтопления.
«Ежегодно в период потепления начинает таять невывезенный с улиц снег <...> Подобия ливневой канализации не справляются с большим объёмом воды, колодцы, в которые всё должно было стекать, оказались переполненными, на улицах огромные лужи, переходы затоплены. <...> Люди начинают перебегать через федеральную трассу, кто-то всё же решается набрать в обувь воды... Есть и те кто снимает обувь, закатывает штаны и идет босиком», — рассказывает Елисеев.
По словам Елисеева, после выхода ролика администрация города запускала бесплатные автобусы, которые перевозили людей с одной стороны подземного пешеходного перехода на другую, однако популярностью они не пользовались - люди не хотели долго стоять в ожидании автобуса.
За несколько лет проблема так и не решилась - в группе Елисеева и в апреле 2021 года публиковали фото непроходимых луж, только уже у надземного перехода - судя по фото, жители города, в том числе пожилые, перепрыгивают на сдутую шину возле перехода, и уже с нее перебираются на ступени.
![](https://static.tildacdn.com/tild3834-6331-4131-a366-623062363163/_2.jpg)
В 650 км от Оби располагается еще один страдающий от слякоти город Омск - по словам местной жительницы Людмилы Макарьевой, дети из-за луж ежегодно не могут добраться по обычной дороге до школы.
«Из-за этого у детей появилась новая забава - ползать и ходить по трубам, которые проложены вдоль здания, а упасть с них легче простого. Городская администрация посоветовала обратиться в управляющую компанию - но пока две недели разбирались, кому принадлежит затопленная улица, она уже высохла. Самой не верится, что две недели ходили в воде со льдом чуть ли не по колено», — жалуется Макарьева.
В конце марта 2021 года в нескольких районах Новосибирска из-за слякоти и возможных подтоплений вовсе ввели режим ЧС, чтобы очистить город от снега. К середине апреля 2021 часть улиц и автомобильных дорог в городе все равно была подтоплена, сообщало местное отделение МЧС.
По словам местного жителя Дмитрия Сахарова, коммунальные службы не успели убрать снег вовремя, в итоге снег растаял прямо на проезжей части, повредив асфальт.
«Дорог нет, их просто смыло. Несколько раз из-за этого попадал в ямы - за последние два года пришлось менять комплект колес, который должен был прослужить лет 5-10. В ямы просто кидают асфальт и утрамбовывают лопатой, вот и вся чрезвычайная ситуация», — рассказывает Сахаров.
Неравный бой со стихией
По данным Ассоциации производителей трубопроводных систем (АПТС), в России из 1092 городов 960 переживают подтопления - в том числе Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань и другие крупные города.
Согласно исследованию ученых из Института промышленной экологии Уральского отделения (УрО) РАН, основным источником слякоти и грязи в городах России является нерастаявший снег, который оставляли на газонах; автомобилисты, которые переносят грязь на колесах и нередко паркуются на газонах (хотя за это положен штраф), и коммунальные службы, которые во время работ оставляют ямы на несколько дней. Их затем размывает дождем, а грязь попадает на пешеходные зоны.
В разных городах борются с подтоплениями единственным методом - коммунальные службы стараются вовремя убирать снег, который вот-вот начнет таять, с помощью лопат и снегоуборочной техники. Так например, делают в Ярославле и Санкт-Петербурге.
В Москве, помимо постоянной уборки снега с 2017 года, проводят ремонт и строительство новых участков дождевой канализации - по данным сайта мэра Москвы, благодаря этому мест скопления слякоти стало меньше.
Однако этих мер недостаточно, считают ученые. По их мнению, снег и грязь нужно сразу вывозить за пределы жилых районов, а дворы проектировать таким образом, чтобы земля не соприкасалась с пешеходными зонами, а автомобили не могли заезжать на газоны.
Также появление слякоти провоцируют изношенные ливневки, которые слишком редко очищают, и сама система канализаций нуждается в масштабной реконструкции, считают в АПТС.
![](https://static.tildacdn.com/tild6236-6133-4661-b036-636666343164/3.jpg)
Отчасти проблема вызвана и тем, что в России не обязательно строить ливневые канализации при прокладке дорог в городах - такое правило существует лишь за пределами населенных пунктов.
Администрации многих городов решают сэкономить и отказываются от установки ливневок у автомобильных дорог, подземных переходов и пешеходных зон, что тоже вызывает подтопления и увеличивает вероятность ДТП, а срок службы затопленных дорог сокращается в несколько раз, рассказывает Генеральный директор Ассоциации Владислав Ткаченко.
«В итоге дороги в городах проектируют как хотят, без ливневок, поэтому мы чаще ремонтируем наши дороги, машины при этом чаще попадают в ДТП, глохнут, затапливаются, население продолжает себя некомфортно чувствовать, потому что перепрыгивает через лужи, мочит ноги, заболевает»”, — поясняет Ткаченко.
Ассоциация попросила комитет Государственной Думы по транспорту и строительству внести требования об обязательном наличии ливневой канализации у всех автомобильных дорог в России в законопроект об изменениях в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».
В конце апреля 2020 года председатель комитета Евгений Москвичев отказал ассоциации.
![](https://static.tildacdn.com/tild3439-3830-4839-a437-393663346236/_4.jpg)
В ответе на запрос Москвичев отметил значение систем ливневой канализации для улучшения условий движения транспорта и для обеспечения сохранности автомобильных дорог. «Однако вопросы обустройства ими дорог никак не связаны с системой контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов, внедрение которой предусматривает указанный законопроект», — написал председатель комитета в ответе на запрос (документ есть в распоряжении Russia Beyond).
Russia Beyond направил запросы в комитет Государственной Думы по транспорту и строительству, в Министерство строительства и жилищно-коммунальных услуг Российской Федерации, а также в администрации городов Каменск-Уральского, Новосибирска, Оби и Омска. Администрация губернатора Новосибирской области в ответ на запрос о проблемах подтопления улиц сообщила, что информация находится в «компетенции органов местного самоуправления Новосибирской области».