В Москве 26 января прошла Евразийская конференция «Полимерные трубопроводные системы». Организаторы — Ассоциация производителей трубопроводных систем и Creon Energy. Генеральными партнерами выступили Сибур и Группа Полипластик.
Техническое нормирование и регулирование, противодействие фальсификату и госнадзор за продукцией в обороте, современное состояние рынка полимерных трубопроводных систем и сферы ЖКХ, цифровая маркировка стали основными темами деловой программы.
Министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин обратился к участникам конференции с приветствием:
Техническое нормирование и регулирование, противодействие фальсификату и госнадзор за продукцией в обороте, современное состояние рынка полимерных трубопроводных систем и сферы ЖКХ, цифровая маркировка стали основными темами деловой программы.
Министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин обратился к участникам конференции с приветствием:
«Жилищно-коммунальное хозяйство и строительный комплекс страны — это уникальная система со своими задачами. Конечно, отработка современных технических решений при возведении объектов необходима для реализации программ на территории регионов России. Сегодня объем строительства и работ в ЖКХ позволяет сказать, что слаженная работа проектных организаций, промышленных предприятий, представителей экспертных органов и ассоциаций важна для формирования единого подхода к модернизации жилищно-коммунального хозяйства».
Первый замминистра строительства и ЖКХ Александр Ломакин в своём выступлении рассказал о программах модернизации коммунальной инфраструктуры и развитии рынка строительных материалов. Отметил, что с увеличением числа строящихся объектов и ростом спроса на строительные материалы, в том числе и на полимерные трубы, важно поддерживать контроль качества ресурсов и производимой продукции.
«Когда происходят скачки развития и резкое увеличение объемов потребления, обычно в такие моменты оживает «серый рынок», появляется много некачественных материалов. Совместная задача вместе с Минпромторгом — держать руку на пульсе и контролировать, чтобы все материалы, которые будут задействованы при реализации программ, о которых я сказал, были оригинальные, сертифицированные, качественные», — сказал Александр Ломакин.
Про фальсификат
Действительно, доля фальсификата на рынке строительной продукции составляет около 25%, или 2 трлн руб. убытков для госбюджета в год. В области производства полимерных трубопроводных систем долю фальсификата мы оцениваем так:
Эта проблема усугубляется отсутствием государственного надзора за продукцией в обороте, отсутствием в правовом поле самого понятия «фальсификат» и мер наказания за производство такой продукции, выпуск в обращение и применение.
Как отметил Алексей Медников, помощник заместителя председателя Правительства, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, скорейшее возвращение контрольно-надзорной функции органам власти необходимо для эффективного противодействия незаконному обороту продукции. Также он обратил внимание на существование проблем, требующих решения, в процедурах сертификации продукции и обороте сертификатов, чья легитимность находится под вопросом. Отметил, что эти вопросы необходимо решать в тесном сотрудничестве органов власти с отраслевыми ассоциациями.
Заместитель руководителя Российской системы качества «Роскачество», председатель комиссии по регламенту общественного совета при Росстандарте Елена Саратцева подтвердила, что отсутствие в законодательстве единого понятия «фальсификат» усложняет противодействие незаконному обороту продукции. Отметила, что применение фальсифицированной строительной продукции может приводить к катастрофическим последствиям — пожары, обрушения зданий и сооружений. Наряду с работой по совершенствованию законодательства важно проводить мониторинговые исследования, совершенствовать бизнес-процессы, информировать потребителей.
Подробно о проблеме фальсификата в области трубопроводных систем рассказал генеральный директор АПТС, зам. председателя общественного совета при Росстандарте Владислав Ткаченко.
Он сообщил, что за 5 лет рост производства полимерной трубной продукции вырос на 55%. Связано это с выросшим спросом на такую продукцию — колоссальный износ коммунальной инфраструктуры* страны требует масштабной модернизации трубопроводов. Поэтому отмена госнадзора за продукцией в обороте выглядит довольно опрометчиво. Нельзя допускать, чтобы аварийный трубопровод меняли на фальсификат, который тоже станет аварийным довольно быстро с высокой вероятностью. И это снова принесет убытки бюджету страны, потому что придется переделывать.
Отметим, что утвержденная 31 октября 2022г. «Стратегия развития жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации до 2035 года» предполагает не только развитие и модернизацию коммунальной инфраструктуры, но и снижение доли фальсифицированных строительных материалов, используемых при строительстве объектов капитального строительства. К 2035 году планируют снизить долю фальсификата на 80%.
Однако, чтобы это стало возможным, напомнил Владислав Ткаченко, необходимо вернуть госнадзор за продукцией в обороте, законодательно закрепить понятие «фальсификат» и меры ответственности за его производство, реализацию, применение.
Сейчас Российская Федерация разрабатывает Техрегламент ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий». АПТС, как один из участников разработки, внесла предложения по закреплению в нём понятия «фальсифицированная строительная продукция». А на заседании Государственной комиссии по противодействию не законному обороту промышленной продукции 22.06.2022 г. зам. министра строительства и ЖКХ Сергей Музыченко сообщил, что понятие «фальсифицированные строительные материалы и изделия» появится в российском и в наднациональном законодательствах.
Надеемся, что государство на конец настроит законодательство и правоприменение в этой сфере, а пока отраслевые и бизнес сообщества, потребители могут только самостоятельно противодействовать фальсификату и недобросовестным производителям, как, например, это делает АПТС: лабораторные испытания продукции, мониторинг закупок на предмет низкой цены, проверка сертификатов соответствия и паспортов качества, настраивание входного контроля продукции и обучение этому сотрудников, предъявление досудебных и исковых требований и др.
- трубы полимерные для сетей газоснабжения 3-5 %,
- трубы полимерные для сетей водоснабжения около 20-30%.
Эта проблема усугубляется отсутствием государственного надзора за продукцией в обороте, отсутствием в правовом поле самого понятия «фальсификат» и мер наказания за производство такой продукции, выпуск в обращение и применение.
Как отметил Алексей Медников, помощник заместителя председателя Правительства, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, скорейшее возвращение контрольно-надзорной функции органам власти необходимо для эффективного противодействия незаконному обороту продукции. Также он обратил внимание на существование проблем, требующих решения, в процедурах сертификации продукции и обороте сертификатов, чья легитимность находится под вопросом. Отметил, что эти вопросы необходимо решать в тесном сотрудничестве органов власти с отраслевыми ассоциациями.
Заместитель руководителя Российской системы качества «Роскачество», председатель комиссии по регламенту общественного совета при Росстандарте Елена Саратцева подтвердила, что отсутствие в законодательстве единого понятия «фальсификат» усложняет противодействие незаконному обороту продукции. Отметила, что применение фальсифицированной строительной продукции может приводить к катастрофическим последствиям — пожары, обрушения зданий и сооружений. Наряду с работой по совершенствованию законодательства важно проводить мониторинговые исследования, совершенствовать бизнес-процессы, информировать потребителей.
Подробно о проблеме фальсификата в области трубопроводных систем рассказал генеральный директор АПТС, зам. председателя общественного совета при Росстандарте Владислав Ткаченко.
Он сообщил, что за 5 лет рост производства полимерной трубной продукции вырос на 55%. Связано это с выросшим спросом на такую продукцию — колоссальный износ коммунальной инфраструктуры* страны требует масштабной модернизации трубопроводов. Поэтому отмена госнадзора за продукцией в обороте выглядит довольно опрометчиво. Нельзя допускать, чтобы аварийный трубопровод меняли на фальсификат, который тоже станет аварийным довольно быстро с высокой вероятностью. И это снова принесет убытки бюджету страны, потому что придется переделывать.
Отметим, что утвержденная 31 октября 2022г. «Стратегия развития жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации до 2035 года» предполагает не только развитие и модернизацию коммунальной инфраструктуры, но и снижение доли фальсифицированных строительных материалов, используемых при строительстве объектов капитального строительства. К 2035 году планируют снизить долю фальсификата на 80%.
Однако, чтобы это стало возможным, напомнил Владислав Ткаченко, необходимо вернуть госнадзор за продукцией в обороте, законодательно закрепить понятие «фальсификат» и меры ответственности за его производство, реализацию, применение.
Сейчас Российская Федерация разрабатывает Техрегламент ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий». АПТС, как один из участников разработки, внесла предложения по закреплению в нём понятия «фальсифицированная строительная продукция». А на заседании Государственной комиссии по противодействию не законному обороту промышленной продукции 22.06.2022 г. зам. министра строительства и ЖКХ Сергей Музыченко сообщил, что понятие «фальсифицированные строительные материалы и изделия» появится в российском и в наднациональном законодательствах.
Надеемся, что государство на конец настроит законодательство и правоприменение в этой сфере, а пока отраслевые и бизнес сообщества, потребители могут только самостоятельно противодействовать фальсификату и недобросовестным производителям, как, например, это делает АПТС: лабораторные испытания продукции, мониторинг закупок на предмет низкой цены, проверка сертификатов соответствия и паспортов качества, настраивание входного контроля продукции и обучение этому сотрудников, предъявление досудебных и исковых требований и др.
Достаточно ли качественной продукции в стране
А хватит ли объёмов отечественно производства трубной продукции и сырья, чтобы реализовать масштабные планы по модернизации коммунальной инфраструктуры?
Владислав Ткаченко считает, что качественной трубной продукции точно хватит.
Владислав Ткаченко считает, что качественной трубной продукции точно хватит.
«Мощности заводов по производству трубной продукции сейчас, как правило, загружены только на 30-60%. Возможности загрузить их на 90-100% или увеличить мощности производств есть. Тем более, что производители трубной продукции готовы это делать. Что касается трубного полимерного сырья, если Сибур будет производить его теми же темпами, что и сейчас, то дефицита не будет. К тому же представители компании сообщили на конференции, что готовы наращивать мощности производства. Надеемся, что и другие крупные отечественные производители подключаться к этому», — прокомментировал он вопросы о дефиците трубного сырья.
Представители СИБУР, крупнейшего отечественного производителя трубных полимеров, тоже подтвердили, что по трубной марке саженаполненного полиэтилена дефицит не планируется. А спрос может быть удовлетворен при своевременном информировании о потребностях. К тому же компания готовится импортозаместить некоторые зарубежные марки трубных полимеров.
Контролировать качество трубного сырья и полимерной трубной продукции для напорного водоснабжения будут в соответствии с новым ГОСТ, разработанным на основе ISO, который приняли в день Конференции.
ГОСТ Р 70628.1-2023 Трубопроводы из пластмасс для водоснабжения, дренажа и напорной канализации. Полиэтилен (ПЭ) части 1,2,3,5 содержит более однозначные требования к сырью, которое можно применять при производстве труб и фитингов. Учитывает новые материалы и конструкции, которые помогут увеличить сроки эксплуатации трубопровода до 100 лет. Содержат однозначные требования, которые помогут в противодействии фальсификату. Требования основаны на международных практиках, АПТС принимала непосредственное участие в разработке стандарта.
Контролировать качество трубного сырья и полимерной трубной продукции для напорного водоснабжения будут в соответствии с новым ГОСТ, разработанным на основе ISO, который приняли в день Конференции.
ГОСТ Р 70628.1-2023 Трубопроводы из пластмасс для водоснабжения, дренажа и напорной канализации. Полиэтилен (ПЭ) части 1,2,3,5 содержит более однозначные требования к сырью, которое можно применять при производстве труб и фитингов. Учитывает новые материалы и конструкции, которые помогут увеличить сроки эксплуатации трубопровода до 100 лет. Содержат однозначные требования, которые помогут в противодействии фальсификату. Требования основаны на международных практиках, АПТС принимала непосредственное участие в разработке стандарта.
«В новом ГОСТе четко прописаны требования к маркировке труб: производитель обязан написать полное торговое наименование. Внесены понятные требования к испытаниям. Появилось требование исследовательской доказательности срока службы трубы в 100 лет», — комментирует новый стандарт Владислав Ткаченко.
Также обсуждался вопрос контроля качества сырья и готовой продукции с помощью цифровой маркировки. Механизмы, с помощью которых можно отследить путь качественного сырья до производителя трубы и качественной трубы до момента её становления частью трубопровода, уже существуют и отработаны в других отраслях.
Как рассказал представитель компании-разработчика программного обеспечения, производители кабельной продукции успешно применяют технологию цифровой маркировки, что позволяет им эффективнее бороться с фальсификатом. Так, например, в системе всегда можно проверить, из чего сделана продукция, действительно ли ее произвел этот производитель проверить сертификат соответствия и паспорт качества (прикрепленные к маркировке), отследить весь путь продукции.
Как рассказал представитель компании-разработчика программного обеспечения, производители кабельной продукции успешно применяют технологию цифровой маркировки, что позволяет им эффективнее бороться с фальсификатом. Так, например, в системе всегда можно проверить, из чего сделана продукция, действительно ли ее произвел этот производитель проверить сертификат соответствия и паспорт качества (прикрепленные к маркировке), отследить весь путь продукции.
Резюме
В целом дискуссия отрасли с представителями органов власти на Конференции получилась открытой и конструктивной. Сложилось впечатление, что профильные ведомства всё-таки видят и понимают ключевые проблемы, которые мешают бороться с фальсификатом, недобросовестными участниками рынка, развивать отрасль. Есть надежда, что первоочередные вопросы по качеству и безопасности строительных материалов будут решены в ближайшее время совместно с представителями отрасли, в особенности это относится актуализации законодательства.
По результатам работы Конференции мы сформировали резолюцию и план мероприятий по внесению изменений в нормативно-правовые акты, которые будут направлены во все профильные министерства и ведомства.
Например, документ содержит такие предложения по борьбе с незаконным оборотом трубной продукции:
Также в план мероприятий вошли предложения по отмене антидемпинговой пошлины на полимерное сырье из Узбекистана, расширению и загрузке производственных мощностей. Предложения по снижению нагрузки на добросовестный бизнес, использованию интеграционного потенциала ЕАЭС и конкурентных преимуществ государств-членов, развитию систем водоснабжения и водоотведения в ЖКХ.
По результатам работы Конференции мы сформировали резолюцию и план мероприятий по внесению изменений в нормативно-правовые акты, которые будут направлены во все профильные министерства и ведомства.
Например, документ содержит такие предложения по борьбе с незаконным оборотом трубной продукции:
- Возвращение федерального государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, находящейся в обороте и подлежащей обязательной оценке соответствия (позволит снизить количество проверок продукции до выхода в оборот и наказывать производителей и поставщиков, допустивших вывод фальсифицированной продукции в оборот. Сейчас наказанию подвергаются строители и заказчики);
- Введение в законодательство Российской Федерации понятия фальсифицированной промышленной продукции, установление запрета на ее введение в оборот, установление мер ответственности (установит правовые основания для борьбы с фальсификатом, ужесточит ответственность как сдерживающий фактор);
- Введение обязательной цифровой маркировки трубной продукции в целях ее прослеживаемости на всех этапах жизненного цикла «сырье-продукт-объект» (противодействие незаконному обороту трубной продукции, повышение надежности и срока службы трубопроводных систем);
- Обязательный цифровой строительный контроль (с входным контролем), развитие института органов инспекции по строительным объектам и строительным материалам (противодействие незаконному обороту строительной продукции, повышение безопасности объектов строительства).
Также в план мероприятий вошли предложения по отмене антидемпинговой пошлины на полимерное сырье из Узбекистана, расширению и загрузке производственных мощностей. Предложения по снижению нагрузки на добросовестный бизнес, использованию интеграционного потенциала ЕАЭС и конкурентных преимуществ государств-членов, развитию систем водоснабжения и водоотведения в ЖКХ.
*По заявлениям Сергея Степашина и Марата Хуснуллина износ коммунальных сетей в некоторых регионах страны достигает 70%