Новости

Органы власти обещают жестче контролировать качество трубной продукции: итоги Евразийской конференции «Полимерные трубопроводные системы»

В Москве 26 января прошла Евразийская конференция «Полимерные трубопроводные системы». Организаторы — Ассоциация производителей трубопроводных систем и Creon Energy. Генеральными партнерами выступили Сибур и Группа Полипластик.

Техническое нормирование и регулирование, противодействие фальсификату и госнадзор за продукцией в обороте, современное состояние рынка полимерных трубопроводных систем и сферы ЖКХ, цифровая маркировка стали основными темами деловой программы.

Министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин обратился к участникам конференции с приветствием:
«Жилищно-коммунальное хозяйство и строительный комплекс страны — это уникальная система со своими задачами. Конечно, отработка современных технических решений при возведении объектов необходима для реализации программ на территории регионов России. Сегодня объем строительства и работ в ЖКХ позволяет сказать, что слаженная работа проектных организаций, промышленных предприятий, представителей экспертных органов и ассоциаций важна для формирования единого подхода к модернизации жилищно-коммунального хозяйства».
Первый замминистра строительства и ЖКХ Александр Ломакин в своём выступлении рассказал о программах модернизации коммунальной инфраструктуры и развитии рынка строительных материалов. Отметил, что с увеличением числа строящихся объектов и ростом спроса на строительные материалы, в том числе и на полимерные трубы, важно поддерживать контроль качества ресурсов и производимой продукции.
«Когда происходят скачки развития и резкое увеличение объемов потребления, обычно в такие моменты оживает «серый рынок», появляется много некачественных материалов. Совместная задача вместе с Минпромторгом — держать руку на пульсе и контролировать, чтобы все материалы, которые будут задействованы при реализации программ, о которых я сказал, были оригинальные, сертифицированные, качественные», — сказал Александр Ломакин.

Про фальсификат

Действительно, доля фальсификата на рынке строительной продукции составляет около 25%, или 2 трлн руб. убытков для госбюджета в год. В области производства полимерных трубопроводных систем долю фальсификата мы оцениваем так:

  • трубы полимерные для сетей газоснабжения 3-5 %,
  • трубы полимерные для сетей водоснабжения около 20-30%.

Эта проблема усугубляется отсутствием государственного надзора за продукцией в обороте, отсутствием в правовом поле самого понятия «фальсификат» и мер наказания за производство такой продукции, выпуск в обращение и применение.

Как отметил Алексей Медников, помощник заместителя председателя Правительства, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, скорейшее возвращение контрольно-надзорной функции органам власти необходимо для эффективного противодействия незаконному обороту продукции. Также он обратил внимание на существование проблем, требующих решения, в процедурах сертификации продукции и обороте сертификатов, чья легитимность находится под вопросом. Отметил, что эти вопросы необходимо решать в тесном сотрудничестве органов власти с отраслевыми ассоциациями.

Заместитель руководителя Российской системы качества «Роскачество», председатель комиссии по регламенту общественного совета при Росстандарте Елена Саратцева подтвердила, что отсутствие в законодательстве единого понятия «фальсификат» усложняет противодействие незаконному обороту продукции. Отметила, что применение фальсифицированной строительной продукции может приводить к катастрофическим последствиям — пожары, обрушения зданий и сооружений. Наряду с работой по совершенствованию законодательства важно проводить мониторинговые исследования, совершенствовать бизнес-процессы, информировать потребителей.

Подробно о проблеме фальсификата в области трубопроводных систем рассказал генеральный директор АПТС, зам. председателя общественного совета при Росстандарте Владислав Ткаченко.

Он сообщил, что за 5 лет рост производства полимерной трубной продукции вырос на 55%. Связано это с выросшим спросом на такую продукцию — колоссальный износ коммунальной инфраструктуры* страны требует масштабной модернизации трубопроводов. Поэтому отмена госнадзора за продукцией в обороте выглядит довольно опрометчиво. Нельзя допускать, чтобы аварийный трубопровод меняли на фальсификат, который тоже станет аварийным довольно быстро с высокой вероятностью. И это снова принесет убытки бюджету страны, потому что придется переделывать.

Отметим, что утвержденная 31 октября 2022г. «Стратегия развития жилищно-коммунальной сферы Российской Федерации до 2035 года» предполагает не только развитие и модернизацию коммунальной инфраструктуры, но и снижение доли фальсифицированных строительных материалов, используемых при строительстве объектов капитального строительства. К 2035 году планируют снизить долю фальсификата на 80%.

Однако, чтобы это стало возможным, напомнил Владислав Ткаченко, необходимо вернуть госнадзор за продукцией в обороте, законодательно закрепить понятие «фальсификат» и меры ответственности за его производство, реализацию, применение.

Сейчас Российская Федерация разрабатывает Техрегламент ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий». АПТС, как один из участников разработки, внесла предложения по закреплению в нём понятия «фальсифицированная строительная продукция». А на заседании Государственной комиссии по противодействию не законному обороту промышленной продукции 22.06.2022 г. зам. министра строительства и ЖКХ Сергей Музыченко сообщил, что понятие «фальсифицированные строительные материалы и изделия» появится в российском и в наднациональном законодательствах.

Надеемся, что государство на конец настроит законодательство и правоприменение в этой сфере, а пока отраслевые и бизнес сообщества, потребители могут только самостоятельно противодействовать фальсификату и недобросовестным производителям, как, например, это делает АПТС: лабораторные испытания продукции, мониторинг закупок на предмет низкой цены, проверка сертификатов соответствия и паспортов качества, настраивание входного контроля продукции и обучение этому сотрудников, предъявление досудебных и исковых требований и др.

Достаточно ли качественной продукции в стране

А хватит ли объёмов отечественно производства трубной продукции и сырья, чтобы реализовать масштабные планы по модернизации коммунальной инфраструктуры?

Владислав Ткаченко считает, что качественной трубной продукции точно хватит.
«Мощности заводов по производству трубной продукции сейчас, как правило, загружены только на 30-60%. Возможности загрузить их на 90-100% или увеличить мощности производств есть. Тем более, что производители трубной продукции готовы это делать. Что касается трубного полимерного сырья, если Сибур будет производить его теми же темпами, что и сейчас, то дефицита не будет. К тому же представители компании сообщили на конференции, что готовы наращивать мощности производства. Надеемся, что и другие крупные отечественные производители подключаться к этому», — прокомментировал он вопросы о дефиците трубного сырья.
Представители СИБУР, крупнейшего отечественного производителя трубных полимеров, тоже подтвердили, что по трубной марке саженаполненного полиэтилена дефицит не планируется. А спрос может быть удовлетворен при своевременном информировании о потребностях. К тому же компания готовится импортозаместить некоторые зарубежные марки трубных полимеров.

Контролировать качество трубного сырья и полимерной трубной продукции для напорного водоснабжения будут в соответствии с новым ГОСТ, разработанным на основе ISO, который приняли в день Конференции.

ГОСТ Р 70628.1-2023 Трубопроводы из пластмасс для водоснабжения, дренажа и напорной канализации. Полиэтилен (ПЭ) части 1,2,3,5 содержит более однозначные требования к сырью, которое можно применять при производстве труб и фитингов. Учитывает новые материалы и конструкции, которые помогут увеличить сроки эксплуатации трубопровода до 100 лет. Содержат однозначные требования, которые помогут в противодействии фальсификату. Требования основаны на международных практиках, АПТС принимала непосредственное участие в разработке стандарта.
«В новом ГОСТе четко прописаны требования к маркировке труб: производитель обязан написать полное торговое наименование. Внесены понятные требования к испытаниям. Появилось требование исследовательской доказательности срока службы трубы в 100 лет», — комментирует новый стандарт Владислав Ткаченко.
Также обсуждался вопрос контроля качества сырья и готовой продукции с помощью цифровой маркировки. Механизмы, с помощью которых можно отследить путь качественного сырья до производителя трубы и качественной трубы до момента её становления частью трубопровода, уже существуют и отработаны в других отраслях.

Как рассказал представитель компании-разработчика программного обеспечения, производители кабельной продукции успешно применяют технологию цифровой маркировки, что позволяет им эффективнее бороться с фальсификатом. Так, например, в системе всегда можно проверить, из чего сделана продукция, действительно ли ее произвел этот производитель проверить сертификат соответствия и паспорт качества (прикрепленные к маркировке), отследить весь путь продукции.

Резюме

В целом дискуссия отрасли с представителями органов власти на Конференции получилась открытой и конструктивной. Сложилось впечатление, что профильные ведомства всё-таки видят и понимают ключевые проблемы, которые мешают бороться с фальсификатом, недобросовестными участниками рынка, развивать отрасль. Есть надежда, что первоочередные вопросы по качеству и безопасности строительных материалов будут решены в ближайшее время совместно с представителями отрасли, в особенности это относится актуализации законодательства.

По результатам работы Конференции мы сформировали резолюцию и план мероприятий по внесению изменений в нормативно-правовые акты, которые будут направлены во все профильные министерства и ведомства.

Например, документ содержит такие предложения по борьбе с незаконным оборотом трубной продукции:

  • Возвращение федерального государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, находящейся в обороте и подлежащей обязательной оценке соответствия (позволит снизить количество проверок продукции до выхода в оборот и наказывать производителей и поставщиков, допустивших вывод фальсифицированной продукции в оборот. Сейчас наказанию подвергаются строители и заказчики);

  • Введение в законодательство Российской Федерации понятия фальсифицированной промышленной продукции, установление запрета на ее введение в оборот, установление мер ответственности (установит правовые основания для борьбы с фальсификатом, ужесточит ответственность как сдерживающий фактор);

  • Введение обязательной цифровой маркировки трубной продукции в целях ее прослеживаемости на всех этапах жизненного цикла «сырье-продукт-объект» (противодействие незаконному обороту трубной продукции, повышение надежности и срока службы трубопроводных систем);

  • Обязательный цифровой строительный контроль (с входным контролем), развитие института органов инспекции по строительным объектам и строительным материалам (противодействие незаконному обороту строительной продукции, повышение безопасности объектов строительства).

Также в план мероприятий вошли предложения по отмене антидемпинговой пошлины на полимерное сырье из Узбекистана, расширению и загрузке производственных мощностей. Предложения по снижению нагрузки на добросовестный бизнес, использованию интеграционного потенциала ЕАЭС и конкурентных преимуществ государств-членов, развитию систем водоснабжения и водоотведения в ЖКХ.

*По заявлениям Сергея Степашина и Марата Хуснуллина износ коммунальных сетей в некоторых регионах страны достигает 70%
Ассоциация Отрасль