Новости

Генеральный директор АПТС дал комментарии каналу «Просто о сметах» о взаимодействии с системой ФГИС ЦС, мониторинге цен, фальсификации продукции

Владислав Ткаченко - ген.директор Ассоциации производителей трубопроводных систем (объединяет 80 организаций), зам. председателя ОС Росстандарта, эксперт комиссий по стройматериалам ОС ФСА и ОС Минстроя на отраслевом семинаре Госкорпорации «Росатом» по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве:

Что делать для эффективного перехода на РИМ? Нужно менять принципы сбора информации о ценах!

Проблемы существующей модели

I. наполнение КСР: сокращенные наименования продукции, которые зачастую не содержат отсылок к нормативным документам (ГОСТ, ТУ); продукция из сырья, которое уже не производится в РФ; устаревшие наименования и тд.

Следствие – формируется неоднозначная и недостоверная информация о продуктах, провоцируется увеличение производства и реализации фальсификата. Снижается возможность применения инновационной, современной и энергоэффективной продукции.

Пример позиций из КСР:
  • 22.21.21.122.59.1.24.03-0206-000 Трубы полиэтиленовые ПЭ63, SDR11, диаметр 25 мм
  • 22.21.29.110.59.1.24.03-0224-000 Трубы полиэтиленовые гладкие легкие ПНД, диаметр 16 мм

II. Усредненные данные по ценам имеют тенденцию к уменьшению
Следствие: искажение реальной стоимости материалов, смещение спроса в сторону более дешевой продукции, произведенной с нарушениями требований
  • плохая идентификация продукции
  • не учитывается фактор того, что конкурсные процедуры тоже снижают цену контракта
  • не учитывается фактор того, что сметы составлены из расценок на работы, которые недостаточно обширно представлены (не все виды работы есть в расценках), не достаточно точно индексируются.

Механизм способствует увеличению доли фальсификата, не выполнению бюджетных контрактов, банкротству строительных компаний и производителей строительных материалов, снижению конкуренции.


III. Запрос отпускных цен и перенос ответственности с государства на производителя
Следствие: механизм не учитывает вероятность резкого роста цен на сырье

  • не учитываются сезонные колебания объемов продукции и соответственно возможные скидки при больших объёмах и малые при малых объемах,
  • договор купли-продажи между производителем (переработчиком) и торговым представителем не учитывает затрат, которые реально несёт второй при реализации продукции: сервис, обеспечение поставок, содержание складов, PR, обучение участников рынка и сотрудников, налоги и тд.
Владислав Ткаченко: «Существует проблема «ухудшающего отбора».

Противоречия ФГИС ЦС, заложенные в её основу, часто содержат принципы, способствующие развитию поставок низкокачественных строительных материалов.

Решение: Сбор прайс-листов (Да! Это розничные цены!) с поставщиков строительных материалов и одновременное наделение их ответственностью, что данные прайс-листы должны быть публичные - на сайтах и поставки не должны быть выше публичных прайсовых цен (в т.ч. поданных в ФГИС ЦС). Да, это большая трудоемкость, но:

  • Нивелируем сезонные колебания цен на сырье и готовую продукцию, объемы отгрузки.
  • Наполняем базу ФГИС ЦС (пока это целых 7 лет мучений!) реальными данными, за которые поставщики будут готовы отгружать продукцию.
  • Актуализируем КСР в соответствии с реальным ассортиментом.
  • Большая эффективность конкурсных процедур и выполнение заключенных контрактов по сметам и ценникам, соответствующим действительности (снижение количества конкурсов, на которые никто не вышел).
  • Снижение вероятности поставки фальсифицированной и недоброкачественной продукции.

После расчета сметы будут проводиться конкурсные процедуры, где будет снижена цена работ и материалов до приемлемого для строителей уровня – не может НМЦК быть заранее ниже цены, за которую можно добросовестно построить безопасный и качественный объект!

Необходимо бороться с мошенничеством, но не путем приведения ситуации к абсурдной (тупику) и созданию дополнительных стимулов к ДАЛЬНЕЙШЕМУ МОШЕННИЧЕСТВУ.

Взгляд производителей на ФГИС ЦС: Мы не просто пассивно спим, а активно следим, чуток саботируем и немного партизаним. Но не нужно думать, что это от большой ВРОЖДЕННОЙ СКЛОННОСТИ К ВРЕДИТЕЛЬСТВУ, глупости и скудоумия, просто мы посчитали на 2-3 шага вперед и не готовы сами себе покупать веревку, стул и мыло, вязать узел и вставать на стул...

Смерть добросовестных подрядчиков и вынуждение их приобретать фальсификат — это смерть добросовестных производителей».
Владислав Ткаченко: «Предлагаем убрать в ПП 1452 и Приказе Минстроя 893/пр от 30.12.2020 слова "отпускные", "производитель". Оставить: «прайс-листы» и «поставщик». После корректировки КСР с указанием в них требований к ГОСТам и четким характеристикам мы готовы требовать от поставщиков наполнять ФГИС ЦС».
Ассоциация Отрасль