Владислав Ткаченко - ген.директор Ассоциации производителей трубопроводных систем (объединяет 80 организаций), зам. председателя ОС Росстандарта, эксперт комиссий по стройматериалам ОС ФСА и ОС Минстроя на отраслевом семинаре Госкорпорации «Росатом» по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве:
Что делать для эффективного перехода на РИМ? Нужно менять принципы сбора информации о ценах!
Проблемы существующей модели
I. наполнение КСР: сокращенные наименования продукции, которые зачастую не содержат отсылок к нормативным документам (ГОСТ, ТУ); продукция из сырья, которое уже не производится в РФ; устаревшие наименования и тд.
Следствие – формируется неоднозначная и недостоверная информация о продуктах, провоцируется увеличение производства и реализации фальсификата. Снижается возможность применения инновационной, современной и энергоэффективной продукции.
Пример позиций из КСР:
22.21.21.122.59.1.24.03-0206-000 Трубы полиэтиленовые ПЭ63, SDR11, диаметр 25 мм
22.21.29.110.59.1.24.03-0224-000 Трубы полиэтиленовые гладкие легкие ПНД, диаметр 16 мм
II. Усредненные данные по ценам имеют тенденцию к уменьшению Следствие: искажение реальной стоимости материалов, смещение спроса в сторону более дешевой продукции, произведенной с нарушениями требований
плохая идентификация продукции
не учитывается фактор того, что конкурсные процедуры тоже снижают цену контракта
не учитывается фактор того, что сметы составлены из расценок на работы, которые недостаточно обширно представлены (не все виды работы есть в расценках), не достаточно точно индексируются.
Механизм способствует увеличению доли фальсификата, не выполнению бюджетных контрактов, банкротству строительных компаний и производителей строительных материалов, снижению конкуренции.
III. Запрос отпускных цен и перенос ответственности с государства на производителя Следствие: механизм не учитывает вероятность резкого роста цен на сырье
не учитываются сезонные колебания объемов продукции и соответственно возможные скидки при больших объёмах и малые при малых объемах,
договор купли-продажи между производителем (переработчиком) и торговым представителем не учитывает затрат, которые реально несёт второй при реализации продукции: сервис, обеспечение поставок, содержание складов, PR, обучение участников рынка и сотрудников, налоги и тд.
Владислав Ткаченко: «Существует проблема «ухудшающего отбора».
Противоречия ФГИС ЦС, заложенные в её основу, часто содержат принципы, способствующие развитию поставок низкокачественных строительных материалов.
Решение: Сбор прайс-листов (Да! Это розничные цены!) с поставщиков строительных материалов и одновременное наделение их ответственностью, что данные прайс-листы должны быть публичные - на сайтах и поставки не должны быть выше публичных прайсовых цен (в т.ч. поданных в ФГИС ЦС). Да, это большая трудоемкость, но:
Нивелируем сезонные колебания цен на сырье и готовую продукцию, объемы отгрузки.
Наполняем базу ФГИС ЦС (пока это целых 7 лет мучений!) реальными данными, за которые поставщики будут готовы отгружать продукцию.
Актуализируем КСР в соответствии с реальным ассортиментом.
Большая эффективность конкурсных процедур и выполнение заключенных контрактов по сметам и ценникам, соответствующим действительности (снижение количества конкурсов, на которые никто не вышел).
Снижение вероятности поставки фальсифицированной и недоброкачественной продукции.
После расчета сметы будут проводиться конкурсные процедуры, где будет снижена цена работ и материалов до приемлемого для строителей уровня – не может НМЦК быть заранее ниже цены, за которую можно добросовестно построить безопасный и качественный объект!
Необходимо бороться с мошенничеством, но не путем приведения ситуации к абсурдной (тупику) и созданию дополнительных стимулов к ДАЛЬНЕЙШЕМУ МОШЕННИЧЕСТВУ.
Взгляд производителей на ФГИС ЦС: Мы не просто пассивно спим, а активно следим, чуток саботируем и немного партизаним. Но не нужно думать, что это от большой ВРОЖДЕННОЙ СКЛОННОСТИ К ВРЕДИТЕЛЬСТВУ, глупости и скудоумия, просто мы посчитали на 2-3 шага вперед и не готовы сами себе покупать веревку, стул и мыло, вязать узел и вставать на стул...
Смерть добросовестных подрядчиков и вынуждение их приобретать фальсификат — это смерть добросовестных производителей».
Владислав Ткаченко: «Предлагаем убрать в ПП 1452 и Приказе Минстроя 893/пр от 30.12.2020 слова "отпускные", "производитель". Оставить: «прайс-листы» и «поставщик». После корректировки КСР с указанием в них требований к ГОСТам и четким характеристикам мы готовы требовать от поставщиков наполнять ФГИС ЦС».