Новости

Износ, стоимость замены, жизненный цикл трубопроводных систем: АПТС провела секцию на Всероссийском водном конгрессе

Заместитель председателя общественного совета Росстандарта, генеральный директор АПТС Владислав Ткаченко провёл на Всероссийском водном конгрессе секцию «Управление стоимостью жизненного цикла трубопроводных систем. Качественная инфраструктура: роскошь или необходимость?».

Он рассказал о проблеме накопленного износа коммунальных сетей, необходимости увеличения темпов и финансирования замены изношенной инфраструктуры.

По расчётам АПТС в среднем на замену изношенных сетей необходимо не менее 14 трлн. рублей (ист. НЦС 81–02–14­–2022 Сборник № 14 Наружные сети водоснабжения и канализации, НЦС 81–02–13–2022 Сборник 13 Наружные тепловые сети).

При замене изношенных и проектировании новых трубопроводов необходимо рассчитывать стоимость жизненного цикла систем, применять качественную, безопасную и энергоэффективную трубную продукцию для долговечной эксплуатации.

Директор программы «Аудит гидравлических машин и систем» АО «ГМС Ливгидромаш» Сергей Соколов поделился опытом расчета жизненного цикла для насосного оборудования, подбора энергоэффективных насосов для разных диаметров трубопроводов из различных материалов.

Генеральный директор ООО вонРолл гидро.ру Светлана Зайцева продемонстрировала эффективность оборудования для поиска скрытых утечек на трубопроводах и оценки их состояния.

Анализ аварийности позволит изменить преимущественно аварийную систему замены сетей на планомерное обновление и устойчивое повышение надежности.

По итогам обсуждения участники секции направили в резолюцию конгресса предложения.

Мониторинг аварийности и оценка состояния коммунальных сетей:
  • Рекомендовать доработать систему МКА ЖКХ под нужды сбора данных для расчета индекса функционально–технического состояния систем водоснабжения и водоотведения;

  • При расчете жизненного цикла трубопроводных систем учитывать стоимость потерь воды от утечек и расходы на аварийно–восстановительные работы.

  • Развивать системы диагностики и прогнозирования технического состояния подземных коммуникаций, применять их для оценки реального технического состояния трубопроводов и замены поврежденных участков до возникновения утечек и аварий.

  • Рекомендовать использовать статистику системы МКА ЖКХ для обоснования фед. проектов (60+, Чистая вода и т.д.);

  • Провести сравнительный анализ показателей аварийности коммунальных сетей Росстата и системы МКА ЖКХ для корректировки методов мониторинга;

  • Разработать методику расследования причин аварий в системах ВиВ;

  • Ввести понятие «доля сетей подлежащих замене» в законодательство РФ»;

  • Рассчитать различные сценарии по сетям для каждой отрасли (вода, канализация, в т.ч. ливневая, теплоснабжение), а далее – по площадным объектам с учетом реального износа, сроков службы и темпов замены при накопленном износе, появившемся с 2022 по 2035.

Оценка стоимости жизненного цикла:
  • Внести изменения в Постановление Правительство о составе проектной документации – добавить необходимость включать в состав проекта разработку ТЭО применения продукции на основе оценки стоимости затрат жизненного цикла (в соответствии с ГОСТ Р 58785−2019);

  • Инициировать разработку норм и расценок по эксплуатации для трубопроводной инфраструктуры.

  • Рекомендовать Росстройконтролю и Роскапстрою наладить взаимодействие с профильными ассоциациями по предупреждению фальсифицированной и контрафактной продукции с целью обеспечения гарантированного срока службы продукции (напрямую влияет на СЖЦ).

Противодействие фальсификату:
  • Ввести понятие «фальсифицированная промышленная продукция» в Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184–ФЗ, установить признаки такой продукции (статья 2) и запрет на ее производство и введение в оборот (статья 36), меры административного воздействия (конфискация, утилизация за счет владельца) (статьи 39–40).

  • Вернуть надзор за производителям и продукцией в обороте. Дополнить № 184–ФЗ нормами, предусматривающими меры административного воздействия в отношении лиц, виновных в производстве, поставке фальсифицированной продукции: запрет/приостановка реализации, изъятие и последующее уничтожение за счет владельца, вывоз владельцем с территории РФ; 

  • Поддержать проект ФЗ «О внесении изменений Федеральный закон «О техническом регулировании»», который вводит определение «обращение продукции на рынке», предусматривает, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов для осуществления госконтроля и надзора за соблюдением требований техрегламентов:

  • Придать обязательный характер процедуре входного контроля. Разработать проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 – в Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства правил проведения процедуры входного контроля строительных материалов.

  • Внести изменения в постановление Правительство о составе проектной документации – добавить необходимость включать в состав проекта разработку ТЭО применения продукции на основе оценки стоимости затрат жизненного цикла (в соответствии с ГОСТ Р 58785−2019);

  • Инициировать разработку норм и расценок по эксплуатации для трубопроводной инфраструктуры.

  • Рекомендовать Росстройконтролю и Роскапстрою наладить взаимодействие с профильными ассоциациями по предупреждению фальсифицированной и контрафактной продукции с целью обеспечения гарантированного срока службы продукции (напрямую влияет на СЖЦ).

С докладами секции можно ознакомиться по ссылке.
Ассоциация Отрасль