Новости

Модернизация сетей, борьба с фальсификатом и экономика отрасли: интервью с генеральным директором АПТС Ткаченко В.С. ( ЧАСТЬ 1)

Введение

Трубопроводная индустрия – одна из ключевых отраслей, влияющих на развитие инфраструктуры и качество жизни населения. В условиях растущего износа инженерных сетей и необходимости модернизации коммунальных и промышленных систем особую значимость приобретает деятельность организаций, работающих в сфере стандартизации, контроля качества и инновационных разработок.
Ассоциация производителей трубопроводных систем (АПТС) играет важнейшую роль в решении актуальных проблем отрасли, продвигая инициативы по борьбе с фальсификатом, цифровизации сетей и внедрению передовых технологий.
В этом интервью с Владиславом Сергеевичем Ткаченко, генеральным директором АПТС, мы обсудили перспективы развития отрасли, ключевые вызовы, стоящие перед производителями трубопроводных систем, а также возможные пути их решения. Каковы главные драйверы роста? Почему борьба с фальсификатом так важна? Как цифровые технологии могут изменить рынок? Ответы на эти и многие другие вопросы – в нашем материале.

Каковы перспективы трубопроводной индустрии в России и странах Евразийского экономического союза?

Владислав Сергеевич: Перспектив несколько, и они зависят от множества факторов.
Оптимистичный сценарий предполагает стабильный рост на 10–20% в год, как это происходило последние несколько лет (за исключением 2024 года, когда, по данным Росстата, отрасль сократилась на 7,2%). Причина падения проста: завершение одних национальных проектов и задержка старта новых. Большая часть федерального бюджета в 2024 году была перераспределена на более насущные нужды, а на инфраструктуру средств не хватило.
Конечно, помимо федеральных, есть региональные, частные и государственно-частные инвестиции, но они не настолько подвержены резким колебаниям. В долгосрочной перспективе главным катализатором развития станет износ инфраструктуры, который уже достиг критического уровня.
Если говорить о международном опыте, в США, Евросоюзе и даже Китае на душу населения ещё надавно (в 2020) потребляли почти в 3 раза больше полимерных труб, чем в России, сейчас разрыв составляет в 2 раза что указывает на колоссальный потенциал роста (при том что в последнее время эти страны опережающими темпами меняли и возводили новую инфраструктуру). У нас огромные проблемы с износом основных фондов в ЖКХ, энергетике, мелиорации, промышленных и нефтегазовых предприятиях и они требуют срочного решения.
Главный барьер — нехватка финансирования.
Если удастся внедрить цифровой рубль, усилить контроль за расходами, ужесточить требования по минимальным инвестициям (одновременно позволив легально зарабатывать) к государственно-частным партнерам, темпы модернизации значительно ускорятся.
Однако в случае экономического кризиса или новых внешних вызовов возможен и другой сценарий: консервация текущего состояния, снижение инвестиций, дальнейший износ сетей. Сейчас частные компании, даже в добывающей и промышленной сфере, предпочитают держать деньги в банках, а не вкладывать их в замену и строительство инфраструктуры.
Таким образом, у нас есть огромный запрос на обновление, но всё зависит от политики властей и экономической обстановки. Если государство сделает ставку на инфраструктуру, мы увидим масштабные изменения не только в ЖКХ, но и в промышленности, энергетике, строительстве и других областях которые мультипликативно от них зависят.

В 2025 году возможен строительный бум?

Владислав Сергеевич: Я бы не назвал это «бумом», скорее постепенное восстановление.
Если средства снова не перераспределят, запущенные проекты будут реализованы. Однако мы уже видели, как в начале 2024 года 330 млрд рублей, запланированные на инфраструктуру, были перенаправлены на другие нужды. В итоге из почти 380 млрд осталось чуть больше 40 млрд.
Это показывает, что развитие отрасли необходимо, но не всегда в приоритете. Будет ли восстановление в 2025 году — вопрос скорее политический, чем экономический.

Как Ассоциация помогает решении ключевых проблем отрасли?

Владислав Сергеевич: В своей работе мы выделяем две ключевые цели.
Первая — обеспечение населения России и стран Евразийского экономического союза качественными и безопасными коммунальными и энергетическими услугами. Я сознательно не разделяю эти две категории, поскольку в советское время электросетевой комплекс внутри городов считался частью коммунальной инфраструктуры. Тепловая энергия также относилась к коммунальным услугам. Сейчас же эти вопросы находятся в ведении Минэнерго и Минстроя, но для конечного потребителя разницы нет: он ожидает стабильности и надежности.
Казалось бы, какая связь между безопасностью и трубами? Она прямая. Невозможно обеспечить качественные услуги при использовании изношенных, аварийных трубопроводов или при отсутствии защиты электроэнергетики. В условиях плотной городской застройки необходимо грамотно проектировать и размещать инфраструктуру, чтобы минимизировать риски повреждений и повысить удобство обслуживания. Например, в кабельной инфраструктуре широко применяются трубопроводы. Городское подземное пространство чрезвычайно насыщенно коммуникациями — это настоящее «подземное царство». Прокладка кабельных каналов позволяет проводить техническое обслуживание без разрушения дорог, отключения водоснабжения или теплоснабжения. Значительно увеличивает безопасность энергоснабжения – снижая воздействия внешних факторов – вандализма, случайных порывов вследствие природных и других явлений.
Вторая цель — внедрение современных технологий для сокращения реального износа инфраструктуры. Это сложная задача, поскольку изначально необходимо чётко определить, что такое реальный износ и каким образом его фиксировать. Статистика, предоставляемая официальными органами, зачастую не отражает реального состояния дел. Поэтому мы проделали огромную работу: проанализировали нормативно-правовую базу, переработали ГОСТы, своды правил, правительственные постановления и внесли конкретные предложения по изменению законодательных актов.
Возьмём простой пример: определение аварии. В пяти различных нормативных актах дано пять разных трактовок этого понятия, а в зависимости от типа инфраструктуры — водоснабжения, кабельных сетей, теплоснабжения, ливневой канализации этих определений перевалило, а 20. Пока нет единого подхода, каждая организация оценивает ситуацию по-своему. В результате статистика становится разрозненной, а часть данных попросту теряется. Более того, отсутствие серьёзной ответственности за искажение или несдачу отчётности только усугубляет проблему. Нам необходимо было привлечь внимание государства к этому вопросу, что мы и сделали. Сейчас продолжается работа над унификацией понятийного аппарата, сбора данных и удобства предоставления информации.
Мы также занимаемся привлечением внимания к проблеме синхронизации программ финансирования и модернизации инфраструктуры. Это сложнейшая задача. К примеру, в одном городе может реализовываться сразу несколько национальных проектов. Если инициативный мэр или руководитель субъекта обращается в Минспорт, Минздрав, Минсельхоз, Минстрой и Минэнерго, он может получить средства из всех этих источников. В результате в одном районе появляется пять котельных, каждая из которых работает на 10–20% мощности. А в соседних населённых пунктах — ни одной. В конечном счете возникают серьёзные диспропорции, где один город получает избыточное финансирование, а другой остаётся без обновления инфраструктуры. Мы долго боролись с этой проблемой, и сегодня в Минстрое создана проектная дирекция, которая занимается координацией таких вопросов.
Другая серьёзная проблема — неэффективное расходование бюджетных средств при ремонте коммунальной инфраструктуры. Сегодня под улицами городов проходят до восьми уровней коммуникаций: ливневая и хозяйственно-бытовая канализация, водоснабжение, газораспределение, оптоволоконные кабели, кабельная канализация, теплоснабжение и горячее водоснабжение. Они расположены друг над другом. Из-за отсутствия координации каждая служба ремонтирует свои сети отдельно, снова и снова разрывая одни и те же участки дорог и т.н.полосы дороги (это и тротуары и то что рядом с дорогой). Разве не логичнее, в случае повального износа или в принципе отсутствия в данной улице сетей, проводить замену всех сетей одновременно? Представьте: закрываем улицу, прокладываем все уровни коммуникаций сразу, делаем ответвления, закрываем её — и следующие 50 лет больше не возвращаемся к этому вопросу. Особенно это актуально при новом строительстве районов, комплексном развитии территорий, восстановлении разрушенных городов.
Такой подход позволил бы снизить расходы на земляные работы, благоустройство, проектирование и строительство минимум в восемь раз. По текущим оценкам, только на замену трёх уровней сетей требуется порядка 15 трлн рублей. Если учесть все восемь уровней — сумма достигает 40 трлн рублей. Однако при комплексном подходе можно сократить её как минимум в четыре раза. Подобная практика уже давно используется в Китае, где достигаются высокие темпы обновления трубопроводных систем. В то время как у нас часто наблюдается другая ситуация: проложили одну трубу (водоснабжение) — раскопали, проложили другую (газораспределение) — снова раскопали, и так бесконечно.
Ещё один важный аспект нашей работы — переход к модели финансирования, основанной на оценке полного жизненного цикла объекта. Сегодня при заключении контрактов учитываются только капитальные затраты, но никто не думает о будущих расходах на эксплуатацию, демонтаж, утилизацию. Мы предлагаем учитывать эти параметры ещё на этапе проектирования и уж точно составления требований к конкурсной документации.
Наконец, важным направлением нашей деятельности является борьба с фальсифицированной и контрафактной продукцией. Проблема фальсификата существует не только в нашей отрасли, она носит глобальный характер все виды товаров и услуг подделываются (даже деньги и фальсифицируется история). Подделываются строительные смеси, цемент, радиаторы, герметики, металлоконструкции, трубы — и стальные, и железобетонные, и стеклопластиковые, и полимерные. В Китае за это предусмотрена уголовная ответственность. В Советском Союзе начиная с 1922 года уже существовала статья за выпуск фальсифицированной продукции. Сейчас я готовлю диссертационное исследование на тему: «правовое обеспечение качества и безопасности строительных материалов и изделий при введении в оборот проектировании и строительстве зданий и сооружений». Это системная проблема, и к её решению необходимо подходить научно и комплексно.
Возьмём пример Казахстана. В стране 90% полиэтиленовых труб — фальсификат. По данным таможенной службы, за прошлый год было ввезено 8400 тонн трубного полиэтилена, а произведено 100 тысяч тонн труб. Разница очевидна. Водоканалы жалуются: только что заменили аварийные сети, а через год они снова вышли из строя. В результате доверие к материалу падает, и власти обсуждают полный отказ от полиэтиленовых труб.
Москва также столкнулась с этой проблемой в ходе реализации программы «Моя улица» в 2016–2018 годах. Первые три года использовались дешёвые кабельные трубы, которые ломались в руках. Их укладывали под землю с гарантией 50 лет. Когда же такие трубы появились на Петровке, Лубянке и у Дома Правительства, разразился скандал. В итоге расформировали (региональное министерство) Департамент топливно-энергетического хозяйства Москвы, который управлял крупнейшими бюджетными потоками.
Если не бороться с фальсификатом, мы рискуем потерять доверие не только к отдельным видам труб, но и к всей отрасли в целом. Поэтому наша работа направлена на ужесточение контроля и развитие механизмов саморегулирования.

Как осуществляется борьба с фальсифицированной продукцией на рынке?

Владислав Сергеевич: Мы выстроили четкую систему борьбы с фальсификатом. Прежде всего, мы детально изучили проблему, разобрав ее глубинные механизмы и стадии. Далее создали механизм оперативного реагирования, который позволяет участникам рынка сигнализировать о нарушениях.
На нашем сайте есть специальный раздел для обращений. Любой желающий может подать заявку, выбрав один из пяти возможных сценариев. Как только мы получаем обращение, оно поступает к ответственному сотруднику, который занимается его обработкой. У нас работает команда из шести специалистов, принимающих звонки и обращения, есть региональные представители. Если вопрос сложный, подключаются эксперты из юридического департамента, а если проблема затрагивает нормативно-правовые или технические аспекты, привлекаются специалисты по стандартизации и сертификации.
Этот механизм позволяет оперативно выявлять случаи поставок некачественной продукции. Например, добросовестный поставщик участвует в тендере и видит, что на объект привозят продукцию без сертификатов соответствия или по цене, которая ниже себестоимости. Это сигнал: либо товар производится с нарушением технологий, либо в нем используются некачественные материалы.
Экономика производства прозрачна: кроме закупки сырья, необходимо учесть расходы на его доставку, переработку, оплату труда, аренду помещений, энергию, сбыт. Если продукция продается по цене, равной стоимости сырья, это явно указывает на подделку.
В таких случаях мы отправляем официальные предупреждения. Однако если письмо уходит только заказчику, он может просто проигнорировать проблему, освоив средства и закрыв проект. Поэтому мы оповещаем целый круг ответственных лиц:
  • строительный контроль,
  • строительный и авторский надзор,
  • эксплуатационные службы,
  • губернатора– предсадателя комиссии по незаконному обороту в регионе.
Важно понимать, что борьба с фальсификатом ведется на государственном уровне. В России в соответствии с Указом Президента в 2015 году действует Государственная комиссия по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции, в которую входят все федеральные органы исполнительной власти. В каждом регионе также есть своя комиссия, которую возглавляет губернатор или его заместитель.
Если мы видим, что на предупреждения не реагируют, возникают вопросы: это халатность? Нежелание разбираться? Или скрытый интерес? Тогда мы передаем информацию в правоохранительные органы – Прокуратуру или МВД,ФСБ. В 95% случаев наши подозрения подтверждаются, и выявляется подлог.
Еще один важный аспект – репутация АПТС. Мы работаем уже 10 лет, и на рынке сформировалось четкое понимание: если на объект приезжает наш специалист, то для поставщика проблему лучше не доводить до проверки в лаборатрии. Сейчас уже нередко бывает так, что фальсификаторы, услышав, что будет комиссия с участием представителей АПТС, сами спешно возвращают деньги и забирают продукцию. Конечно, факт поставки в таких случаях не фиксируется, но главное – небезопасные и некачественные материалы не попадают на объект.

Как Ассоциация поддерживает бизнес?

Владислав Сергеевич: Поддержка необходима прежде всего добросовестным производителям, которые работают в долгую и ориентируются на качество. Они создают продукцию, отвечающую всем стандартам, инвестируют в контроль качества, разрабатывают собственные технические регламенты и понимают, что их продукция будет эксплуатироваться 50–100 лет.
Стандарты – это не просто бумажная формальность. Они позволяют измерять и гарантировать качество, а также выходить на международные рынки. В мире есть единые системы стандартизации: ISO, IEC, EN, , DIN, BS, ASTM, GB, охватывающие международные стандарты и стандарты стран Евросоюза, США, Китая. Везде оцениваются качество и безопасность, без этого нельзя рассчитывать на долгосрочную работу. В России это ГОСТы.
А вот предприниматели, ориентированные на быструю прибыль, часто не думают о качестве. Они выпускают продукцию, ставят ее на объект, а если что-то идет не так – просто закрывают бизнес и уходят с рынка. А ведь инфраструктурные объекты строятся на 50–100 лет, и такая безответственность приводит к огромным проблемам.
Фальсификат – это общенациональная проблема. По данным РСПП, 22% всей продукции на российском рынке – подделки. Это касается строительных материалов, продуктов питания, текстиля, электроники.
Вспомним недавнюю трагедию в Крокусе. Что там горело и выделяло токсины? Фальсифицированный текстиль (кресла, занавесы и др.), и некоторые стройматериалы, которые скорее всего не соответствовали МЕЖДУНАРОДНЫМ нормам пожарной безопасности. Жертвы были не столько от пожара, сколько от токсичного задымления. Это яркий пример того, как отсутствие конкретных высоких требований и контроля за их соответствием приводят к катастрофам.
Фальсификат вредит не только экономике, но и безопасности граждан. А в долгосрочной перспективе это угрожает национальной безопасности. Именно поэтому борьба с незаконным оборотом промышленной продукции – одна из приоритетных задач АПТС.
Кроме борьбы с фальсификатом, мы помогаем бизнесу и в других направлениях.
Во-первых, это меры государственной поддержки:
  • субсидии и льготы,
  • гранты и инвестиционные программы,
  • включение продукции в перечень критически важной для страны.
На нашем сайте есть раздел со всеми доступными мерами поддержки. Мы согласовываем его с Минпромторгом, Минэкономразвития и актуализируем информацию.
Недавно мы инициировали дорожную карту, подписанную в конце прошлого года вице-премьером Денисом Мантуровым. Она включает комплекс мер по:
  • борьбе с фальсификатом,
  • повышению конкурентоспособности российских производителей,
  • развитию высокотехнологичного производства.
Мы предложили 30 инициатив, но на федеральном уровне одобрили 11. Среди них – включение определенной продукции в перечень критически важной инфраструктуры, что позволяет предприятиям получать дешевые кредиты или субсидии на НИОКР для модернизации.
Например, в стране недостаточно производства электрофузионных фитингов, но этот рынок постепенно растет. Государство готово финансировать его развитие, потому что этот сегмент стратегически важен.
Если компания хочет развивать высокотехнологичные продукты, требующие серьезных инвестиций в НИОКР, – АПТС помогает получить поддержку. Но если бизнес просто хочет открыть очередной завод по выпуску самых обыкновенных полиэтиленовых труб, шансов на господдержку нет, потому что таких предприятий достаточно много для удовлетворения потребности.
Кроме того, членство в АПТС – это прямой доступ к диалогу с государством. Вместо того чтобы пробивать стены в министерствах, компании могут донести свою позицию через Ассоциацию, которая представляет 106 участников рынка.
Были и такие запросы во время мобилизации мы собирали информацию: какие предприятия поставляют продукцию на гособоронзаказ? Те, кто подтвердил участие, получили защиту от мобилизации ключевых специалистов.
В итоге взаимодействие с Ассоциацией – это не только борьба за чистоту рынка, но и реальные механизмы поддержки для производителей, работающих на будущее.

Ваше мнение по поводу новых материалов и технологий. Какие инновации сейчас активно внедряются в производство трубопроводных систем?

Владислав Сергеевич: Сейчас основное развитие идет на стыке уже известных технологий. Создать нечто принципиально новое – тот самый "чудо-материал" – крайне сложно, но совершенствовать существующие решения, комбинировать их, наделять новыми свойствами – вот это активно происходит.
Например, сейчас широко применяются многослойные трубы, где каждый слой выполняет свою специфическую функцию. Они могут быть негорючими, иметь гумированный внутренний слой, что значительно снижает истираемость. Ведь если взять обычную стальную трубу, железобетонную или хризотилцементную, они подвергаются довольно быстрой абразии, особенно в условиях промышленной эксплуатации. Полимеры, конечно, более устойчивы, но и они постепенно истираются. А вот резина в разы долговечнее, поэтому для промышленных трубопроводов, по которым транспортируется пульпа, твердые частицы, горнообогатительные материалы – это оптимальное решение.
Сейчас все больше развивается компаундирование – процесс, при котором в основной материал добавляются специальные компоненты, улучшающие его характеристики. Можно модифицировать резину, полиэтилен, полипропилен, ПВХ, наделяя их новыми свойствами: повышенной химической стойкостью, прочностью, эластичностью, устойчивостью к ультрафиолету. Это направление будет расти и дальше.
Еще одно перспективное направление – промышленные трубопроводы. Мы привыкли говорить о развитии сетей водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, но в масштабах промышленности трубопроводная инфраструктура куда больше. Один крупный комбинат, построенный еще в советское время, может содержать десятки тысяч километров труб, соединяющих цеха, обеспечивающих подачу различных веществ, от пожарной и технической воды до агрессивных химических соединений и массы трубопроводов других назначений. В этой сфере износ зачастую даже выше, чем в гражданском строительстве (там все закрыто от глаз), поэтому замена таких труб на современные многослойные системы с новыми свойствами становится ключевой задачей.

Поддерживает ли Ассоциация разработку инноваций у производителей?

Владислав Сергеевич: Разумеется, поддержка есть. Особенно когда речь идет о стандартизации. Ведь любая инновация в конечном счете должна пройти этап научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
У нас в Ассоциации нет собственного НИИ, но мы сделали важный шаг еще до начала СВО – собрали и систематизировали все доклады по полимерным трубам, опубликованные на международных конференциях за последние 30 лет. Эта база знаний помогает понять мировые тренды, определить наиболее перспективные направления. По запросам от членов мы делимся этой информацией.
Основной вклад Ассоциации – работа над стандартами. Например, сейчас мы перерабатываем ряд ГОСТов на основе международных стандартов ISO, особенно в части химической стойкости трубопроводных материалов. Эта работа крайне сложная: речь идет о сотнях страниц таблиц, где для каждого из семи видов полимеров необходимо определить устойчивость к различным химическим соединениям в разных концентрациях и при различных температурах. В советское время этим занимались целые отраслевые НИИ, но сегодня их можно пересчитать по пальцам одной руки.
К сожалению, многие научные институты были просто ликвидированы, высоко ликвидные здания в центрах городов ушли под застройку, кадры разошлись. Но даже с теми ресурсами, что есть, мы продолжаем работу, понимая, что без современной нормативной базы технологический прогресс невозможен.
2025-03-04 14:14 Участники Ассоциация