Дорожная карта содержит предложения:
- по актуализации действующего законодательства;
- запуску пилотных проектов на строительство ливневой канализации;
- применению современных покрытий и конструкций на дорогах, тротуарах, экопарковках (водопроницаемый асфальтобетон, специальные газонные решетки) для сохранения газонов и зеленых насаждений;
- использованию дождевой воды с кровель зданий на нужды благоустройства.
Срок реализации предложений — до 2030 года.
Отметим, что с 2017 года АПТС совместно с комитетом по ЖКХ Деловой России и отраслевым сообществом неоднократно озвучивали предложения по актуализации НПА для выстраивания регулирования в сфере отведения ливневых стоков. В том числе – закрепление обязательного характера для строительства ливневой канализации в населённых пунктах.
Несмотря на то, что некоторые представители отраслевого сообщества заявляли об отсутствии необходимости в актуализации НПА, Минстрой услышал инициативы АПТС и комитета по ЖКХ Деловой России.
Надеемся, в городах всё-таки появится ливневая канализация, будет налажено её обслуживание, в стране займутся наконец ответственным водопользованием.
Ниже приводим несколько фрагментов из доклада Минстроя. С полным текстом доклада можно ознакомиться здесь.
(UPD: 19.10.2022 Министр строительства и ЖКХ И.Э. Файзуллин направил в Правительство РФ проект плана мероприятий, направленный на совершенствование нормативно-правового регулирования водоотведения поверхностных сточных вод, на создание и модернизацию ливневых систем водоотведения с позицией федеральных органов исполнительной власти. По ссылкам прилагаем именно его).
Анализ НПА, НТД, ГОСТов, СП отраслей ВиВ , автомобильных дорог и дорожной деятельности показывает: сейчас отсутствует идентичность термина, связанного с системой отведения поверхностных сточных вод и единообразие его определения.
Используют понятия: «ливневая канализация», «дождевая канализация», «ливневая система водоотведения», «поверхностный водоотвод».
Представленные в нормативных документах определения имеют существенные расхождения, это затрудняет на практике правовое регулирование. Необходимо провести работу по их гармонизации и приведению к единообразию для формирования единого понятийного аппарата и повышения эффективности управления процессом водоотведения поверхностных сточных вод.
При модернизации таких систем необходимо решить проблему отсутствия синхронизации деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию одной ливневой системы водоотведения различными владельцами объектов, входящих в такую систему.
Поэтому Минстрой предлагает разработать четкие критерии разграничения объектов ливневой системы водоотведения:
- являющихся неотъемлемой частью дорожного полотна, эксплуатируемых дорожной организацией;
- объектов централизованной ливневой системы водоотведения, эксплуатируемых организацией, осуществляющей водоотведение.
Анализ схем ВиВ показывает, что в большинстве населенных пунктов в схемах отражены только объекты централизованной бытовой системы водоотведения, объекты ливневой системы водоотведения отсутствуют.
В большинстве случаев это связано с тем, что информация о реальном расположении объектов ливневых систем водоотведения отсутствует. Сети и иные объекты ливневых систем водоотведения находятся у различных владельцев. Также имеется большое количество бесхозяйных сетей и иных объектов ливневых систем водоотведения.
Минстрой предлагает поручить главам субъектов РФ провести комплекс мер:
- обследовать существующие объекты ливневых систем водоотведения, проанализировать их работоспособность и надежность, обязательно провести поверочные гидравлические расчеты;
- выявить бесхозяйные объекты ливневых систем водоотведения и объекты ливневых систем водоотведения, не переданные для обслуживания специализированным организациям;
- передать объекты централизованных ливневых систем водоотведения для обслуживания организациям, осуществляющим водоотведение, а объекты ливневых систем водоотведения, являющиеся конструктивными элементами дорог, – организациям, осуществляющим эксплуатацию дорог;
- разработать и утвердить схемы водоотведения поверхностных сточных вод поселений, городских округов.
Для снижения нагрузки на существующие ливневые системы водоотведения в населённых пунктах и предотвращения затопления территорий по причине увеличения площади усовершенствованных покрытий Минстрой предлагает:
- применять водопроницаемый асфальтобетон на тротуарах, пешеходных дорожках, парковках;
- использовать специальные газонные решетки для создания экопарковок;
- выполнять проницаемое мощение улиц и по максимуму сохранять территории газонов и зеленых насаждений.
Рассмотреть возможность использования дождевой воды с кровель зданий на нужды благоустройства:
- для сокращения объема сброса в централизованные ливневые системы водоотведения поверхностных сточных вод, образующихся с кровель многоквартирных домов и других зданий;
- для комплексного использования водных ресурсов путем сокращения объема водопотребления на нужды благоустройства придомовых территорий.
Минстрой предлагает определить пилотные регионы РФ и рассмотреть возможность внедрения такой системы сбора и использования дождевой воды при строительстве новых многоквартирных домов, других объектов капитального строительства.
А также при проведении капитального ремонта инженерных систем многоквартирных домов и других объектов капитального строительства с последующим внесением соответствующих изменений в строительные нормы и правила.
В докладе Минстрой отмечает, что необходимо вносить изменения в СП 32.13330.2018 «Канализация. Наружные сети и сооружения» и СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги» для оптимизации работ по проектированию, строительству и реконструкции ливневых систем водоотведения, установления требований к отведению поверхностных сточных вод с автомобильных дорог.
Также нужна актуализация № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Водного кодекса РФ, № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другие НПА.
С полным текстом доклада можно ознакомиться здесь.
Другие статьи по теме